Основная цель Целевой комплексной программы развития публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров на 2004-2006 годы - это совершенствование и функциональное расширение деятельности публичных библиотек города как информационных, культурных и образовательных центров для различных категорий населения, способствующих созданию условий повышения интеллектуального уровня граждан, и особенно молодежи на основе развития и укрепления материально-технической базы библиотек.
Библиотеки города, отвечая на социальные запросы молодого поколения, осваивают новую форму организации своей деятельности - интеллект-центры, имеющие целью создание особой интеллектуально-эмоциональной среды, привлекательной для молодежи, а также интенсивное развитие библиотечных процессов и технологий, результатами которых пользуются читатели всех возрастных и социальных групп.
Интеллект-центр - это библиотека (библиотека-филиал как структурное подразделение централизованной библиотечной системы - ЦБС), имеющая расширенные функциональные возможности и формы обслуживания населения города для организации условий повышения образовательного уровня населения, интеллектуального досуга и формирования многогранной, гармоничной личности.
Интеллект-центр представляет собой сочетание традиционной библиотеки, медиацентра, фонды которого состоят из широкого спектра классической и современной литературы, видео- и аудиоматериалов, электронных носителей информации, сетевых ресурсов, и специализированных служб (психологической, правовой, библиотерапии и др.), способствующих коррекции поведения детей и молодежи, а также развитию их интеллекта, речи, навыков общения, информационной культуры и т.п. В работе интеллект-центров используются также элементы психофизической разгрузки, релаксации, творческой, интеллектуальной деятельности, которые воздействуют на эмоциональную, чувственную сферу человека.
Основой деятельности такого центра являются предоставление доступа к информации и знаниям, организация максимально удобной среды развития интеллекта. Для эффективного решения этих задач требуются специалисты не только библиотечной квалификации, но и информационно-технической, технологической, педагогической, психологической, юридической и др. Необходимы также инструкторы и консультанты по оздоровительной работе, музыкальные и культурно-просветительские работники.