Действующий

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году

Об участии Уполномоченного в нормотворческой деятельности


В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

По состоянию на 1 октября 2003 года в учреждениях, подведомственных департаментам здравоохранения, образования, социальной защиты населения города Москвы, воспитывались 1602 ребенка, переданных на воспитание государству по заявлению матери "О согласии на усыновление (удочерение)" (отказные), доставленных по акту органов внутренних дел "О доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка" (подкидыши), доставленных по акту "Об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении" (оставленные), которым в соответствии с федеральным законодательством пенсии не назначаются. Кроме того, на указанные категории несовершеннолетних невозможно взыскание алиментов. Таким образом, эти дети оказались в неравных условиях по сравнению с другими категориями детей, оставшихся без попечения родителей, определенных на воспитание в семью или детские учреждения и получающих алименты, пенсии по случаю потери кормильца или инвалидности. Перед Правительством Российской Федерации и Государственной Думой РФ в течение длительного времени неоднократно ставился вопрос о необходимости установления социальной пенсии отказным, подкинутым, оставленным детям. Однако на федеральном уровне проблема до сих пор не решена.

Учитывая, что Конституция РФ отнесла социальное обеспечение к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72 п.1 "ж"), а Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст.1 п.5) установлено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации регулируются нормативными актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, 5 ноября 2003 года председатель комиссии по социальной политике Московской городской Думы Драгункина З.Ф. совместно с Уполномоченным направили первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецовой Л.И. проект постановления Правительства Москвы "О социальной пенсии города Москвы отдельным категориям детей, оставшимся без попечения родителей". К проекту прилагались Порядок назначения и выплаты социальной пенсии и финансово-экономическое обоснование. Было предложено установить особую ежемесячную городскую социальную выплату несовершеннолетним в возрасте от 0 до 18 лет из числа отказных, подкинутых и оставленных в размере базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для детей, потерявших обоих родителей (по состоянию на 31 декабря 2003 года - 450 рублей).

Предложение было принято, что нашло свое отражение в Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 год, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 13.01.2004 N 5-ПП (п.11 постановления, п.16 раздела 1.1 Программы). Программой предусмотрено выделение в 2004 году на указанные цели 12 миллионов рублей из бюджета города. В настоящее время заканчивается согласование проектов постановления Правительства Москвы "О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей" и "Порядка установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей", представленных Департаментом социальной защиты населения города Москвы с учетом предложений Драгункиной З.Ф. и Уполномоченного.

Город Москва, как и Россия в целом, переживает "репродуктивный кризис", смертность превышает рождаемость. Стабильно растет число детей, рожденных вне зарегистрированного брака. На каждые три зарегистрированных брака в Москве приходится два официальных развода, в результате ежегодно более 20 тыс. детей остаются без одного из родителей.

Московская семья характеризуется малодетностью, средний размер семьи - 3,1 человека.

Если в целом по России каждый третий житель является несовершеннолетним, то в городе Москве - лишь каждый пятый.

В последние годы число многодетных семей постоянно сокращается. Прежде всего это связано с тем, что рождение ребенка влечет за собой социально-экономические проблемы прямого и косвенного характера. С одной стороны, возникает необходимость дополнительных материальных затрат на содержание нетрудоспособного члена семьи, а с другой стороны, родитель, занятый уходом за ребенком, временно теряет трудовой доход. Многодетность практически автоматически относит семью к группе малообеспеченных семей, нуждающихся в особой заботе государства.

Несмотря на принимаемые меры по социальной защите семей с детьми, многие московские многодетные семьи нуждаются в государственной поддержке, поскольку наибольшую часть своего бюджета приходится тратить на питание, одежду, обувь, образование, цены на которые постоянно растут. Нередко в аппарат Уполномоченного обращаются такие семьи, спрашивая, где можно получить материальную помощь или хотя бы одежду, обувь для детей.

В этой связи необходим закон, который бы устанавливал прежде всего статус многодетной семьи, гарантировал конкретные формы и меры ее поддержки. Постановление Правительства Москвы о социальной поддержке многодетных семей было принято в 1992 году.

Законы о мерах государственной поддержки многодетных семей приняты в Республике Башкортостан, Владимирской, Калининградской, Калужской областях. Готовятся в Воронежской, Нижегородской областях и ряде других субъектов Российской Федерации.

Кроме того, во многих субъектах Российской Федерации приняты законы либо постановления о награждении многодетных матерей, родивших и достойно воспитавших пять или более детей. Так, в Сахалинской области принят закон "О медали Сахалинской области "Материнская слава", во Владимирской области такие женщины награждаются почетным знаком "За доброту и милосердие", в Липецкой области учрежден почетный знак "Слава матери", в Республике Коми - ежегодный премиальный фонд, в Республике Мордовия и Новгородской области - Почетный диплом 3 степеней с вручением премий.

Председателем комиссии по социальной политике Московской городской Думы Драгункиной З.Ф. совместно с аппаратом Уполномоченного подготовлен проект закона города Москвы "О государственной поддержке многодетных семей в городе Москве", который находится на согласовании в заинтересованных органах исполнительной власти города. Надеюсь, что законопроект найдет понимание и поддержку.