Практически половина обращений к Уполномоченному связана с нарушениями жилищных прав детей, из них каждое второе касается действий или бездействия органов исполнительной власти. В докладе Уполномоченного за 2002 год этой проблеме был посвящен целый раздел.
С сожалением должен констатировать, что в 2003 году никаких изменений к лучшему не произошло.
К Уполномоченному обратилась Н-ва А.П., занимающая с двумя детьми, 1983 г.р. и 1990 г.р., на праве пользования половину доли в одноэтажном деревянном доме 1936 года постройки по улице Синельниковская (район Южное Бутово). Н-ва А.П. зарегистрирована по указанному адресу с 1988 года. По данным БТИ уже в 1991 году износ дома составлял 60%. По заключению МосжилНИИпроект на апрель 2003 года общий физический износ наружных и внутренних стен дома составляет 70%, перекрытий - 75%, крыши - 80%, аналогичный процент износа имеет место и для других конструкций. Пространственная жесткость здания нарушена. Древесина стен, пола, балок перекрытий поражена гнилью на 50% сечения. Все конструкции дома имеют внушительные перекосы, просадки и т.д. Состояние большинства конструкций дома предаварийное. Центр Госсанэпиднадзора в ЮЗАО г.Москвы указал, что санитарно-техническое состояние дома неудовлетворительное.
Все это означает, что не только проживать, но даже заходить в этот дом опасно. Обстановка внутри сгнившего дома производит тяжелейшее, угнетающее впечатление.
Общественная жилищная комиссия при префекте Юго-Западного административного округа 08.01.2004 рекомендовала принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий семью Н-ой А.П. на общих основаниях как занимающую жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания и находящимся в предаварийном состоянии, и предоставить жилье в порядке очередности.
В 2003 году жилье получали очередники по общим основаниям 1982-1983 годов постановки на учет. Члены окружной жилищной комиссии ЮЗАО, не дрогнув, посчитали, что семья Н-ой А.П. с несовершеннолетним ребенком сможет в течение 20 лет спокойно ожидать подхода очереди в полуразрушенном сарае, расположенном в столице Российской Федерации.
После очередного обращения Уполномоченного члены окружной комиссии проявили "невиданное сострадание", рекомендовав отселить данную семью до подхода очереди (опять же лет на двадцать) в комнату в коммуналке или предоставить жилье в маневренном фонде.
Вот наглядное подтверждение того, что конституционное право на жилище провозглашено для всех, а гарантированно немногим.
Таких абсурдных, незаконных, безнравственных по своей сути решений общественных жилищных комиссий огромное количество. Они прикрывают произвол чиновников из окружных управлений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Имеются решения, в которых жилищные комиссии, не стесняясь, явно выходят за пределы своих полномочий, при этом грубо нарушают права детей.
Уполномоченный обратился к префекту Юго-Западного административного округа в интересах несовершеннолетней П-ой А., 1994 г.р., которая с матерью П-ой А.В. - бывшей воспитанницей детского дома - проживает в 3-комнатной квартире с четырьмя родственниками бывшего мужа. Жилая площадь квартиры 43,3 кв.м, две комнаты смежные, одна изолированная. Бывший муж П-ой А.В. - хронический наркоман, рецидивист, неоднократно судим, в том числе за нанесение тяжких телесных повреждений П-ой А.В. в присутствии малолетней дочери.
Учитывая, что в 2005 году бывший муж П-ой А.В. вернется из мест лишения свободы, что создаст угрозу жизни и здоровью выпускнице детского дома и ее ребенку, Уполномоченный просил признать П-ую А.В. с дочерью нуждающимися в улучшении жилищных условий и отселить из занимаемого жилого помещения.
В просьбе было отказано в связи с превышением на 0,2 кв.м на каждого проживающего нормы постановки на учет.
Однако члены комиссии, "переживая" за судьбу ребенка, "учитывая ситуацию в семье заявительницы", рекомендовали обратиться к Уполномоченному "с просьбой оказать содействие в размещении несовершеннолетней дочери - П-ой А.С. в интернатное учреждение".
Уникальная по своей циничности рекомендация.
В 1988 году в связи с обострением межнациональных отношений, вынужденно покинув постоянное место жительства в г.Баку, в Москву прибыла Ч-ко З.К. с малолетней дочерью Юлианой, 1987 г.р. Ч-ко с дочерью поселилась в квартире своей сестры по адресу: ул.Нансена, д.6, корп.3. В 1989 году у Ч-ко родился сын Владислав. До 1994 года Ч-ко с детьми проживали с семьей сестры, вели общее хозяйство, оплачивали коммунальные услуги.
В 1994 году семья сестры Ч-ко в связи с изменением места службы мужа переехала в Московскую область.
Ч-ко с детьми продолжала проживать по указанному адресу, оплачивала коммунальные услуги, вопрос о выселении никто не ставил.
21.02.2003 Останкинский районный суд г.Москвы установил факт постоянного проживания Ч-ко на территории Москвы с декабря 1988 года.
В начале 2003 года в связи с предстоящим сносом дома сотрудники управы района Свиблово предпринимали неоднократные попытки вскрыть входную дверь квартиры, в которой проживала Ч-ко с детьми, и вывезти их вещи.
В апреле 2003 года семья Ч-ко была незаконно (без решения суда и санкции прокурора) выселена из занимаемого жилья и переселена в жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии, расположенное по адресу: ул.Вересковая, д.1. Строение должны были скоро снести из-за аварийного состояния. То место, где оказались Юлиана и Владислав, не имело ничего общего с понятием "жилое помещение": отсутствовал пол, водопровод, все было разбито и разрушено.
Власть грубо нарушила конституционные права матери с детьми: на жилище и его неприкосновенность, на имущество и частную собственность, на защиту материнства, детства и семьи со стороны государства.
Неоднократные обращения Уполномоченного к префекту Северо-Восточного административного округа, Останкинскому межрайонному прокурору по вопросу защиты жилищных прав семьи Ч-ко положительных результатов не дали.
Впереди очередное выселение женщины с несовершеннолетними детьми на улицу "в связи со сносом дома".
Поражает устойчивое нежелание органов исполнительной власти СВАО решить проблему граждан РФ, ставших жертвами социальных потрясений.
Поражает глухое равнодушие и безответственность московских чиновников.
Удивляет колоссальный разрыв между декларируемой Мэром Москвы и членами московского правительства поддержкой наших соотечественников за рубежом и отношением к конкретной судьбе, конкретным проблемам этих же людей здесь в Москве.
В течение длительного времени Уполномоченный пытается защитить жилищные права десятилетнего Егора Ш., который со своей мамой П-ой Л.А., ее бывшим мужем и его родственниками (всего 6 человек) проживает в малогабаритной трехкомнатной квартире из 2 смежных комнат (10,2 и 17,1 кв.м, где живут 2 семьи) и изолированной комнаты 6 кв.м, где вынуждена находиться П-на с сыном.