В 2003 году Южным окружным управлением образования была продолжена экспериментальная работа по введению в образовательных учреждениях уполномоченных по правам участников образовательного процесса.
С целью формирования правового пространства в школах округом разработана организационная система, способствующая развитию гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса как составной части целостной системы учебно-воспитательной работы.
Создана правовая база функционирования института уполномоченных в учреждениях образования, осуществляется подготовка кадров, установлена тесная связь с Комитетом за гражданские права, Московской и Пермской школами прав человека, Волгоградским городским центром развития гражданского общества и др.
Стратегически верно избрана окружным управлением образования политика добровольного участия школ в эксперименте по мере их готовности - от получения информации по вопросам правового воспитания и образования всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) и защиты прав детей до активного включения в реализацию проекта по всем его направлениям.
23 школы округа активно работают в экспериментальном режиме и 15 школ включились в реализацию проекта с октября 2003 года, в настоящее время их представители обучаются на курсах по подготовке уполномоченных.
Уже сегодня можно говорить о том, что наличие подобных институтов является необходимым условием развития школы и признаком современной демократии. Реализация проекта способствует активизации деятельности советов школ, психологических служб и становится частью целостной системы учебно-воспитательной работы. Кроме того, эта программа помогает реализовать на практике уже существующие нормативные требования к организации учебного процесса, сформировать у учащихся и учителей толерантное отношение ко всему школьному сообществу и более глубокому осознанию своих прав и обязанностей.
Следует отметить руководителя проекта - первого школьного омбудсмена в Российской Федерации (с 1998 года), учителя гимназии N 1552 Неповиннову Л.М., разработавшую модель института омбудсмена в средней школе, и начальника Южного окружного управления образования Минько Н.Г. Благодаря их инициативе и профессиональному подходу к делу положено начало формированию института уполномоченных в образовательных учреждениях.
Безусловно, такая деятельность заслуживает внимания и развития в других округах. В пользу перспективы тиражирования проекта говорит позиция руководителя Департамента образования города Москвы Кезиной Л.П., которая поддерживает идею введения в учреждениях образования должности школьного омбудсмена с тем, чтобы в первую очередь обеспечить защиту прав детей в школе и семье.