Действующий

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году

О работе органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей


В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Более 90% из их числа - социальные сироты, то есть сироты при живых родителях.

Падение социального престижа семьи, межнациональные конфликты, бедность, трудности с жильем, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни - вот основные причины увеличения числа социальных сирот.

В этой связи защита прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации, и тем более в Москве, крайне важное значение, а на органы опеки и попечительства возлагается огромная ответственность за судьбы брошенных детей.

Как показала практика, защита прав ребенка органами опеки и попечительства производится в основном по трем направлениям:

а) самостоятельное принятие решений, включая дачу разрешений на какие-либо действия;

б) направление соответствующих исков в суд;

в) участие в судебном разбирательстве.

В ряде случаев эти формы защиты прав несовершеннолетних взаимосвязаны между собой.

Если обобщить все жалобы на работу специалистов по охране прав детей муниципалитетов города Москвы, то выявляется определенная тенденция: органы опеки и попечительства начинают принимать какие-то меры и помогать ребенку, нуждающемуся в их помощи, только тогда, когда ситуация уже выходит из-под контроля. Действия сотрудников носят формальный, фрагментарный и схематичный характер. Если жизнь и судьба конкретного ребенка в эту схему не укладываются, органы опеки и попечительства не могут ему помочь.

Марина К. после смерти матери воспитывалась бабушкой-опекуном и проживала с ней и братом-близнецом в крошечной бабушкиной квартире. Когда дети подросли, жить втроем на бабушкиной площади стало тесно и опекун стала хлопотать о жилье. Но государство не собиралось предоставлять отдельную жилую площадь несовершеннолетним. Кроме того, у Марины была в собственности половина маминой квартиры. Другой половиной владел отец, лишенный родительских прав. Жилье мамы отец сдавал приезжим из Молдавии, сам жил с ними, а на полученные деньги пьянствовал.

Бабушка обивала пороги органа опеки и попечительства с просьбой расселить внучку и ее бывшего отца-алкоголика, но ответ был один: "До совершеннолетия дети должны жить с бабушкой. Вопросами обмена квартиры опека не занимается.".

Когда Марине исполнилось 17 лет, она переселилась в квартиру матери. Поскольку молдавских "гостей" выгнать она не могла, то стала жить вместе с постояльцами, а вернее, уже фактическими хозяевами ее жилплощади. В этой ситуации было только одно преимущество: если пьяный отец начинал бить дочь, арендаторы ее защищали.

Обращения бабушки в местное отделение милиции с просьбой выгнать жильцов ничего не давало, а муниципалитет "Кузьминки" в ответ на жалобы опекуна пригрозил ей отменой опеки, то есть передачей 17-летних детей в сиротское учреждение.

Считать такую позицию формой государственной защиты прав Марины нельзя, так как она противоречит интересам несовершеннолетней.

Очень озабочен тем, что Уполномоченный и его аппарат вынуждены не столько решать масштабные задачи улучшения жизни детей в столице, сколько заниматься делами органов опеки и попечительства, обязывая их в рамках своих полномочий действовать в определенных направлениях.

С большинством муниципалитетов города Москвы работа строится конструктивно, однако некоторые руководители органов местного самоуправления продолжают бездействовать или рассматривают обращения Уполномоченного как посягательство на их права.

Например, крайне негативно относятся к институту Уполномоченного в муниципалитете "Солнцево". К Уполномоченному обращались жители этого района и жаловались на то, что специалисты по охране прав детей отказываются заниматься их проблемами, если граждане уже побывали на приеме у Уполномоченного. Родителям или опекунам обещают помощь только на условиях отсутствия контакта с нашей службой. Идет прямая дискредитация созданного института по защите прав детей. При этом, со стороны органа опеки и попечительства данного района выявлено много грубых нарушений закона и прав несовершеннолетних, особенно по жилищным сделкам и в решении вопросов о лишении родительских прав.

Приходится констатировать, что нередко органы опеки и попечительства выполняют свои обязанности исключительно формально, не обеспечивая реальной защиты прав и законных интересов детей.

На контроле Уполномоченного находилось обращение о нарушении прав несовершеннолетней Юли А.

Распоряжением руководителя муниципалитета "Южное Бутово" Юля была помещена в социальный приют для детей и подростков "Крюково" в связи с освобождением Ш-ой Е.В. от исполнения обязанностей попечителя. Юля обратилась в муниципалитет "Южное Бутово" с заявлением разрешить ей закончить 11-й выпускной класс в школе, где она обучалась в течение 8 лет. Администрация социального приюта также посчитала данную просьбу целесообразной, так как перемена школы на последнем году обучения могла негативно сказаться на успеваемости несовершеннолетней, ее моральном состоянии в связи с необходимостью адаптироваться к новой обстановке, преподавателям, к новым требованиям. Органом опеки и попечительства муниципалитета "Южное Бутово" было разъяснено, что вопрос о месте обучения не будет решен до принятия судом решения о лишении родителей Юли родительских прав. Между тем, решение вопроса о месте обучения ребенка не зависит от решения вопроса о лишении ее родителей родительских прав.

Подобная позиция со стороны органа опеки и попечительства не соответствует интересам ребенка.

К Уполномоченному обратилась Капитова Г.А. за содействием в установлении попечительства над ее внуком Александром Г., 1987 г.р.

Несовершеннолетний ушел из дома, где он проживал с матерью А-ной Л.В. и отчимом и на момент обращения Капитовой Г.А. длительное время проживал с бабушкой. По словам Капитовой Г.А., А-на Л.В. ведет аморальный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками, воспитанием сына не занимается, жизнью и здоровьем ребенка не интересуется, в течение 3 лет материально его не содержит. Отец Александра Г. не видел сына с 1996 года и не оказывает ему никакой материальной помощи.

В своем заявлении на имя Уполномоченного несовершеннолетний Александр Г. указал, что ушел из дома из-за того, что мать и отчим злоупотребляли алкоголем, не работали, постоянно скандалили, отчим неоднократно угрожал Александру убийством, в доме не было еды. С ноября 2001 года мать его жизнью не интересовалась. При попытках попасть в квартиру матери он обнаружил, что замок сменили, мать его туда не пускает.

Капитова Г.А. также считала, что родителей внука необходимо лишить родительских прав.

Проверка по данному делу, проведенная органом опеки и попечительства муниципалитета "Царицыно", носила односторонний характер. В установлении попечительства и лишении родительских прав было отказано на основании того, что отсутствует подтверждение уклонения родителей мальчика от выполнения родительских обязанностей. При этом муниципалитет "Царицыно" не принял во внимание заключение органа опеки и попечительства по месту жительства отца несовершеннолетнего о целесообразности лишения его родительских прав, а также факт привлечения матери мальчика к административной ответственности за невыполнение своих родительских обязанностей.

Выводы были сделаны только со слов А-ной Л.В. Никаких документов, подтверждающих содержание сына, у нее никто не потребовал.

В основу решения был положен стандартный набор справок из наркологического и психоневрологического диспансеров, ОВД, школы, где учился Александр Г. до ухода из дома. Мнение самого мальчика, а также полученная от него и бабушки информация были проигнорированы.