Обобщая результаты контрольной деятельности Палаты в 2003 году, можно сделать следующие выводы:
1. Одними из реальных резервов пополнения доходной части городского бюджета являются сокращение недоимки и неукоснительное соблюдение условий реструктуризации задолженности, определенных нормативными правовыми актами города Москвы.
Городом не в полной мере используются существующие резервы увеличения неналоговых поступлений от имущественно-земельного комплекса.
К числу таких резервов следует отнести: осуществление перехода на новую схему оплаты при предоставлении земельных участков под коммерческое строительство нежилых объектов через систему компенсационных выплат взамен платы за право аренды земельных участков; последовательное и целенаправленное расширение практики конкурсного предоставления земельных участков для реализации инвестиционных контрактов по коммерческому строительству и реконструкции жилых и нежилых объектов; вовлечение в сферу платных (арендных) отношений всех земельных участков, выделяемых под строительство, а также земельных участков, занимаемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
2. Как и в предыдущие отчетные периоды, по результатам контрольных мероприятий 2003 года Палате приходится констатировать несовершенство системы учета государственного движимого и недвижимого имущества как по его составу и объемным характеристикам, так и по стоимостным характеристикам соответствующих объектов.
Продолжают оставаться недостаточно защищенными в правовом и организационном плане экономические интересы города в отношении объектов движимого и недвижимого имущества, передаваемых в доверительное управление, а также имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, находящимися в состоянии банкротства.
В связи с этим Палата считает необходимым разработку и утверждение органами исполнительной власти города Москвы комплекса мероприятий, реализация которых позволит реально защищать экономические интересы города при продаже имущества предприятий, находящихся в состоянии банкротства, а также обеспечит учет и контроль за использованием имущества ликвидируемых государственных предприятий.
3. Сохраняется значительное количество случаев нарушения норм законодательства, регулирующего размещение городского заказа на конкурсной основе, в том числе порядок проведения конкурсов.
4. В 2003 году по-прежнему не в полном объеме осуществлялось казначейское исполнение бюджета города Москвы.
Необходимо завершить переход на зачисление всех средств, получаемых учреждениями и организациями, финансируемыми из городского бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевые счета, открытые в органах казначейства.
Также необходимо перевести на казначейский метод исполнения бюджета доходы, поступающие от использования недвижимых памятников историко-культурного наследия, с одновременным созданием в составе бюджета города Москвы соответствующего целевого бюджетного фонда.
При этом со стороны Департамента финансов города Москвы необходимо обеспечение должного контроля за правильным и своевременным зачислением доходов в бюджет города в соответствии с их принадлежностью по статьям бюджетной классификации.
5. На настоящий момент задействованы не все имеющиеся резервы сокращения затрат на строительство жилья для нужд города (снижение материалоемкости через разработку более эффективных конструктивных решений; применение современных видов строительных материалов и технологий; недопущение неоправданного завышения закупочных цен на строительные материалы, изделия и конструкции).
Необходимо повысить ответственность Москомэкспертизы и городских заказчиков за достоверное определение стоимости строительства объектов городского заказа на основании сметной документации, разрабатываемой на стадии ТЭО, и договорных цен, устанавливаемых в результате торгов, а также за включение объектов в Адресную инвестиционную программу города Москвы без утверждения твердой договорной цены и обеспечения проектно-сметной документацией.
В целях экономии бюджетных средств следует ускорить разработку методик определения расчетных показателей (в натуральном и стоимостном выражении), необходимых для формирования бюджета города Москвы, на основе которых определяются нормативы бюджетной обеспеченности, а именно:
нормативов на проведение капитального ремонта служебных зданий и помещений;
предельных сумм (лимитов) расходов на содержание служебного автотранспорта.
6. До настоящего времени продолжается практика утверждения финансирования мероприятий городских целевых программ в составе текущих расходов бюджета города по главным распорядителям средств, что не позволяет в полном объеме обеспечивать действенный контроль за целевым расходованием бюджетных средств.
Финансирование расходов федеральных правоохранительных органов в некоторых случаях осуществлялось без оформления соответствующих соглашений между Правительством Москвы и такими органами.
7. Из-за несовершенства федерального законодательства, не предоставляющего Палате права на доступ к документам, содержащим налоговую или банковскую тайну, Палата не может реализовать в достаточной степени свои функции в части контроля за поступлением налоговых доходов и обращением городских финансов.
По итогам работы в 2003 году и с учетом выводов по результатам контрольных мероприятий Палата считает возможным особо отметить следующие обстоятельства, снижающие эффективность ее деятельности:
1. До настоящего времени в федеральном бюджетном, налоговом и банковском законодательстве отсутствуют нормы по обеспечению контрольных органов, созданных законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимой и достаточной информацией для выполнения поставленных перед ними задач.
Палата считает актуальными законодательные инициативы о внесении соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации в целях включения в число организаций, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую и банковскую тайны, контрольных органов, созданных законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
До настоящего времени отсутствует общий порядок взаимодействия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации с органами государственной власти Российской Федерации по бюджетным и иным вопросам, касающимся их непосредственной деятельности. В связи с этим считаем необходимой законодательную инициативу о внесении изменений в БК РФ в части установления такого порядка.
2. В законодательстве города Москвы и правовых актах исполнительных органов государственной власти города Москвы по-прежнему отсутствуют механизмы реализации некоторых положений пункта 1 статьи 157 БК РФ.
Так, не решены вопросы обеспечения выполнения требований пункта 1 статьи 157 БК РФ в части проведения Палатой экспертизы всех проектов нормативных правовых актов бюджетного законодательства и проектов всех городских целевых программ.
3. В деятельности Палаты по текущему контролю за исполнением бюджета города Москвы и по подготовке ежеквартальных отчетов о ходе исполнения городского бюджета для Московской городской Думы возникают сложности с получением от главных распорядителей, распорядителей и прямых получателей бюджетных средств отчетных данных по формам финансовой отчетности, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
В связи с этим считаем необходимым разработать и нормативно закрепить порядок взаимодействия между Палатой и органами исполнительной власти города Москвы по предоставлению Палате таких форм финансовой отчетности в рамках текущего контроля за ходом исполнения бюджета.