В соответствии с Концепцией безопасности Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 года N 654, обеспечение пожарной безопасности столицы является одним из основных условий для достижения устойчивого развития Московского мегаполиса.
В то же время состояние пожарной безопасности в Москве вызывает серьезные опасения. За 2003 год произошло более 11 тыс.пожаров, потери от которых составили около 0,5 млрд.рублей. При пожарах погибло 514 человек, 574 человека получили травмы.
Сложившееся положение с пожарами в Москве обусловлено комплексом проблем правового, материально-технического и социального характера, накапливающихся годами и, до настоящего времени, не получавших должного решения.
Основными причинами вышеназванного состояния проблемы обеспечения пожарной безопасности Москвы являются:
отставание темпов роста численности городской противопожарной службы от темпов развития площади городской территории и городского населения;
несовершенство федерального и московского законодательства в области обеспечения пожарной безопасности;
изменения федерального законодательства, обусловившие отмену московских нормативных актов в части финансирования противопожарных мероприятий;
низкая техническая оснащенность подразделений государственной противопожарной службы;
высокая текучесть кадров Московской противопожарной службы из-за нерешенных вопросов социальной защиты пожарных;
введение на федеральном уровне ограничений в периодичности проверок состояния противопожарной защиты, что негативно сказывается на пожарной безопасности в первую очередь организаций с негосударственной формой собственности;
снижение активности граждан в решении вопросов пожарной безопасности.
Для преодоления негативных тенденций необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти и местного самоуправления города Москвы, организаций, общественных объединений и граждан. Координирующими органами, обеспечивающими согласованность работы органов исполнительной власти города и общественных организаций по формированию и реализации городской политики в области обеспечения пожарной безопасности, является Комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. За период реализации предыдущей, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 1998 года N 935, городской целевой программы "Пожарная безопасность и социальная защита на 1999-2005 годы" частично удалось достигнуть позитивных результатов по стабилизации обстановки с пожарами. Осуществлен ряд мероприятий, в основном, организационного характера. Усовершенствована нормативная правовая база в области пожарной безопасности.
В ряде административных округов и районов города Москвы реализуются окружные и районные целевые программы по пожарной безопасности, финансируемые за счет целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы, а также внебюджетных источников, которые позволяют частично решать вопросы материально-технического обеспечения подразделений пожарной охраны.
Успешное комплексное решение масштабных и разнородных задач, объединенных единой целевой установкой, возможно лишь с использованием программно-целевых методов, реализующих системный подход.
Проблема совершенствования противопожарной защиты может быть решена только с помощью комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам исполнения мероприятий, в выполнении которых требуется участие большинства территориальных и ведомственных органов исполнительной власти, а также руководителей организаций, расположенных в Москве. Таким образом, единственным способом реализации городской политики в области пожарной безопасности столицы является среднесрочная городская целевая программа.