4.1. Антитеррористическая деятельность и создание безопасных условий работы предприятий
Работа по противодействию терроризму на предприятиях потребительского рынка в 2002-2003 годах строилась при активном участии и во взаимодействии с префектурами административных округов, силовыми и надзорными городскими органами.
Основу этой работы составляют три главных вопроса:
- создание единой системы оповещения и взаимодействия с префектурами, районными управами, силовыми, контролирующими и надзорными органами;
- организационно-методическая работа, обучение специалистов и отработка практических действий при возникновении и ликвидации последствий террористических актов и чрезвычайных ситуаций;
- практическая работа по упорядочению размещения объектов с массовым пребыванием населения и обеспечению организации их работы в соответствии с требованиями антитеррористической безопасности, оснащению необходимыми техническими средствами контроля, сигнализации видеонаблюдения и т.д.
В соответствии с распорядительными документами Правительства Москвы и решениями Межведомственной антитеррористической комиссии г.Москвы в Департаменте создана единая система взаимодействия с префектурами, управами районов и предприятиями отрасли.
Разработаны и уточнены: схема оповещения и взаимодействия с органами ГУВД, гражданской обороны, УГПС МЧС г.Москвы и аварийно-спасательными службами, а также с префектурами административных округов. Подготовлены и направлены методические рекомендации по повышению уровня безопасности на рынках и торговых центрах. Ежегодно переиздается сборник с основными нормативными актами по вопросам безопасности. Разработаны с участием городских силовых органов и направлены для практического использования на предприятиях и организациях Методические рекомендации о проведении тренировок на крупных объектах торговли и общественного питания.
Во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 11.10.2000 N 1077-РМ совместно с ГУ ГОЧС города Москвы организована городская сеть уполномоченных организаций питания для ликвидации последствий ЧС, включающая 15 комбинатов школьного и 5 фирм быстрого питания и отработан порядок их работы в экстремальных условиях. Для совершенствования торгового обслуживания населения и ликвидаторов на месте ЧС, за счет бюджетных средств изготовлены 3 современных специализированных мобильных пункта питания, не имеющих отечественных аналогов.
При проведении антитеррористических мероприятий особое внимание уделялось крупным предприятиям торговли и мелкорозничной сети, расположенным в местах массового посещения населения, в том числе в подземных переходах.
За прошедший период в рамках создания необходимых условий безопасности внесены существенные изменения в техническое оснащение рынков, крупных комплексов торговли и питания.
В результате проводимых мероприятий, досмотр автотранспорта организован на всех 135 действующих рынках, системы видеонаблюдения установлены на 123 таких объектах, кнопки тревожной сигнализации на 84.
Практически все крупные объекты торговли оснащены кнопкой тревожной сигнализации, в общественном питании 73% объектов. Системами видеонаблюдения оборудованы: в розничной торговле 76% объектов, в том числе для контроля за прилегающей к зданию территорией - 50%, в общественном питании - соответственно 50% и 44%. Охрана каждого пятого крупного объекта организована службами ЧОП (собственной безопасности) совместно с правоохранительными органами.
Решены вопросы по оснащению крупных объектов и рынков индивидуальными средствами защиты и аптечками первой помощи. На рынках также организованы посты радиационного и химического контроля, повсеместно введена карточка продавца, налажен обмен информацией с правоохранительными органами.
Во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 30.07.2003 N 1345-РП "О дополнительных мерах по повышению уровня защиты граждан от чрезвычайных ситуаций техногенного характера" предприятиями и организациями закуплено более 4 тысяч индивидуальных средств защиты населения - защитных капюшонов "Феникс", и эта работа будет продолжена.
Анализ показывает, что наиболее эффективно мероприятия по противодействию терроризму реализуются в сетевых компаниях.
Существенные сдвиги по созданию безопасных условий произошли в мелкорозничной сети, в том числе на объектах, расположенных в подуличных переходах.
Проведена работа по упорядочению размещения этой сети, особенно в местах у станций метрополитена, на городских площадях и улицах, включая подуличные переходы. На системной основе совместно с правоохранительными и контролирующими органами проводятся мероприятия по ликвидации несанкционированной торговли.
Закрыты зоны лоточной торговли в ЦАО, СВАО, Зеленограде и других округах, и эта работа продолжается.
Ликвидирована торговля с лотков автомаслами, автокосметикой и другими горюче-смазочными материалами. В подземных переходах в рамках создания безопасных условий для населения запрещена торговля взрыво- и пожароопасными товарами.
Для отработки практических навыков ежегодно совместно с правоохранительными органами с участием ГУ ГОЧС города Москвы проводится более 100 тренировок по утвержденным в префектурах графикам. На системной основе организованы семинары с руководителями предприятий по различным аспектам антитеррористической деятельности. В 2003 году в 70 Управах районов проведены такие семинары, обучено более 1200 человек.
В учебных центрах ГО и ЧС ежегодно в каждой префектуре обучается от 300 до 500 человек. Организован показ современных технических средств на выставках и совещаниях, проводимых Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы и префектурами административных округов.
Приняты меры по переводу газобаллонного оборудования на электрическое на всех средствах разносной и развозной торговли.
Разработан и утвержден порядок взаимодействия органов исполнительной власти Москвы с ГУВД г.Москвы, Мосгорторгинспекцией, Центром Госсанэпиднадзора в г.Москве по предупреждению и пресечению несанкционированной торговли. Для этих целей используются в основном мобильные группы. В прошедшем году такими группами осуществлено более 55 комплексных проверок рынков и крупных торговых комплексов по всем направлениям антитеррористической защищенности объектов.
Аналогичная система контроля осуществляется в префектурах и управах районов.
Группа контроля Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы также практически раз в месяц осуществляет контроль за работой предприятий.
Органами по сертификации в 2003 году дополнительно осуществлено более 800 проверок предприятий розничной торговли, 2000 предприятий питания. По всем выявленным недостаткам составляются акты и принимаются меры по их устранению.
Решались вопросы по защитному остеклению объектов.