Реализация Комплексных мероприятий на базе цельной и эффективной системы управления и координации межрегионального сотрудничества позволит обеспечить расширение существующих и налаживание новых межрегиональных связей, усилить их эффективность, повысить уровень жизни москвичей, насытить потребительский рынок города отечественными продовольственными и промышленными товарами, расширить сбыт продукции московских производителей, а также способствовать формированию позитивного образа Москвы в сознании жителей регионов.
Выполнение Комплексных мероприятий поднимет межрегиональное сотрудничество Москвы на новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям рыночной экономики и социальной защиты населения.
Основными результатами выполнения Комплексных мероприятий явятся:
- Создание целостной городской системы управления и координации межрегионального сотрудничества, охватывающей всех субъектов этого процесса.
- Внедрение в практику межрегионального сотрудничества научно обоснованных методов определения социально-экономической эффективности конкретных мероприятий в данной сфере.
- Дальнейшее упрочение роли Москвы как столицы России, так и субъекта Российской Федерации, на равноправной и взаимовыгодной основе сотрудничающей с регионами Российской Федерации на основе горизонтальных связей.
- Улучшение качества продовольственного обеспечения москвичей за счет широкого развития интеграционных связей агрокомплексов столицы и регионов Российской Федерации, развития товаропроводящих сетей для увеличения поставок отечественных продовольственных товаров.
- Улучшение обеспечения жителей столицы непродовольственными товарами благодаря созданию в Москве современных типов предприятий оптовой торговли, в частности открытию до 2006 года Московского межрегионального центра оптовой торговли и логистических услуг с филиалами в нескольких регионах России.
- Увеличение объема привлеченных средств на основе расширения числа участников межрегионального сотрудничества, прежде всего за счет хозяйствующих субъектов города, и стимулирования их заинтересованности в таком сотрудничестве.
- Формирование позитивного образа Москвы в сознании жителей регионов за счет проведения комплекса целенаправленных информационных акций и мероприятий, разъясняющих значение, взаимовыгодность и важность межрегиональных связей в деле повышения уровня жизни населения.
- Широкое внедрение в практику межрегионального сотрудничества новейших информационных технологий, прежде всего на базе сети Интернет, для активизации межрегиональных связей, расширения числа участников и оптимизации расходования бюджетных и привлеченных средств.
- Привлечение к развитию экономики города Москвы возможностей оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации за счет использования интеграционных связей оборонных организаций.
- Оптимизация расходования средств, выделяемых Правительством Москвы на развитие межрегиональных связей, путем суммирования возможностей, инновационных наработок и потенциалов всех органов исполнительной власти города Москвы и других заинтересованных организаций на уровне федеральных округов и отдельных субъектов Российской Федерации.
Важным фактором оценки результатов межрегионального сотрудничества является выделение критериев экономической эффективности выполнения намеченных мероприятий. Экономические результаты реализации Комплексных мероприятий зависят от аллокативной эффективности (связанной с оптимизацией существующих рыночных связей) и динамической эффективности (инновационного роста экономики города). Количественными параметрами экономической эффективности являются рост валового регионального продукта, рост промышленного производства, рост доходов на душу населения, а также ускорение темпов научно-технического прогресса.
Эффективность межрегионального сотрудничества может оцениваться по следующим параметрам:
- Мультипликативный эффект расходов городского бюджета (рост расходов городского бюджета на реализацию Комплексных мероприятий в соответствии с эффектом мультипликатора государственных расходов ведет к ускорению темпов роста).
- Устранение за счет государственных мероприятий провалов рынка, информационной асимметрии и монополизации городского рынка.
- Экономия трансакционных издержек (прежде всего, управленческих и координационных) в связи с реализацией системного принципа организации межрегионального сотрудничества.
В соответствии с расчетами увеличение расходов городского бюджета на 1% приводит к росту ввоза в Москву продовольствия по отдельным статьям в среднем на 1,28% (коэффициент эластичности).
На практике, в ходе выполнения Комплексных мероприятий мультипликатор, очевидно, превысит 1,28%, поскольку будет реализована экономия на издержках управления и координации. Рост расходов на 58% при оптимальном сценарии приведет к эффективному росту поставок на 77,3%, а экономия в 30% на координационных издержках обусловит рост поставок в город продовольствия на 97,4%. Увеличение расходов в полтора раза сопровождается двукратным ростом поставок.
Реализация Комплексных мероприятий позволит к 2006 году увеличить поставки в Москву только интегрированными предприятиями: мяса и мясопродуктов - до 170 тыс.тонн, молока - до 60 тыс.тонн, картофеля - до 45 тыс.тонн, овощей и фруктов - 120 тыс.тонн, зерна - до 400 тыс.тонн. Поставки мяса птицы из Московской области в 2004 году увеличатся до 38 тыс.тонн, в 2005 году - до 45 тыс.тонн.
Мультипликативный эффект расходов городского бюджета на поддержку промышленного производства в Москве достигнет 6,05%. С учетом экономии на трансакционных издержках за счет оптимизации управления этот показатель может вырасти в 2006 году до 8,05%, т.е. один рубль, затраченный из бюджета города Москвы на поддержку промышленности, приведет к увеличению вывоза промышленной продукции из Москвы в регионы Российской Федерации на восемь рублей.
В рамках Комплексных мероприятий предполагается разработка нормативов эффективности, обеспечивающих соответствие проводимых мероприятий требованиям нормативных документов.
В некоторых случаях интересы жителей Москвы должны реализовываться не только в зависимости от экономической эффективности. Социологические исследования, проведенные в рамках подготовки данных Комплексных мероприятий, показывают, что большинство жителей города предпочитает продукты питания отечественного производства. Таким образом, межрегиональное сотрудничество в этой сфере с целью организации доступа отечественных товаров на московские рынки становится приоритетной задачей вне зависимости от собственно критериев экономической эффективности, хотя реализация таких проектов, как организация Межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты" для малых предприятий потребительского рынка города Москвы, осуществление интеграционных проектов в сфере агропромышленного комплекса и другие будет иметь прямой экономический эффект.
В рамках Комплексных мероприятий решаются не только собственно экономические, но и социально-культурные задачи. Оценка отдачи от таких мероприятий должна осуществляться с учетом внеэкономических целей и задач, решаемых Правительством Москвы в области межрегионального сотрудничества.
С другой стороны, некоторые направления Комплексных мероприятий (прежде всего, сотрудничество в сфере науки и образования) также обладают существенным значением с точки зрения экономической эффективности. Хотя, исходя из мирового опыта, точная количественная оценка динамической эффективности не представляется возможной, ее значимость с точки зрения качественных критериев является приоритетной.