Отмечая определенные результаты в налаживании межрегиональных связей для наращивания эффективности научно-производственного комплекса, сферы городского хозяйства и строительства, повышения уровня жизни москвичей, нельзя не замечать нерешенные проблемы в этой сфере, обусловленные его многосторонностью и сложностью.
Поскольку участниками межрегионального сотрудничества являются практически все отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы, другие государственные и общественные учреждения и организации, а также городские хозяйствующие субъекты, складывается непростая ситуация, когда ряд участников замыкается в рамках своей узкой специализации, не имеет достаточной информации о деятельности других субъектов межрегионального сотрудничества и не координирует с ними свои действия. Это ведет к дублированию мероприятий, распылению усилий и финансовых средств. Такое положение диктует настоятельную необходимость более тщательного планирования и координации деятельности в сфере межрегионального сотрудничества.
Проведенное под эгидой Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы в процессе подготовки настоящего документа социологическое исследование показало, что жители столицы недостаточно информированы о деятельности и о достижениях Правительства Москвы в области межрегиональных связей, далеко не всегда осознают реальный эффект от них для повышения уровня жизни, обеспечения недорогими и качественными продуктами питания и потребительскими товарами.
Еще более высокая неосведомленность характерна для жителей регионов, с которыми Москва активно сотрудничает. В некоторых из них местные средства массовой информации из конъюнктурных соображений дают искаженную картину межрегионального сотрудничества. В этой связи особенно актуальной задачей является организация масштабной информационной деятельности, направленной как на москвичей, так и на жителей регионов и адекватно отражающей значение и положительное влияние разносторонних связей на повышение благосостояния населения Москвы и жителей соответствующих регионов. Решение подобной комплексной задачи невозможно силами отдельных подразделений или организаций и требует системного подхода.
Принимая во внимание, что старый инструментарий регионального планирования упразднен, а новый, адекватный рыночным отношениям, находится в процессе создания, актуальной задачей межрегионального сотрудничества является выработка теоретических, методических и практических основ развития этого процесса.
Проблема межрегионального сотрудничества актуальна и для развития мирового сообщества. Она связана с интеграционными процессами, активно происходящими в первую очередь в Европе. Накопленный опыт показывает, что успех в деле интеграции во многом зависит от роли координирующих и планирующих структур, учета специфики развития конкретных регионов.
Разработка и реализация системы государственных мер по развитию межрегионального сотрудничества является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти, общественных организаций, хозяйствующих субъектов. Такой характер задачи обусловливает необходимость выработки концептуальных подходов для ее решения, что является необходимым этапом в планировании долгосрочной, рассчитанной на многие годы деятельности Правительства Москвы по развитию межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации и Белоруссией.
Указанные подходы требуют обобщения и анализа предшествующего опыта работы Правительства Москвы по осуществлению межрегионального сотрудничества. Развитие деятельности в этом направлении предполагает компетентное осмысление достигнутых результатов и научно-аналитического обеспечения его дальнейшего развития с учетом 10-летней практики и современных требований, а также необходимости достижения нового уровня координации работы всех органов исполнительной власти города Москвы, разработки перспективных планов, включения специального раздела, обобщающего мероприятия по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества Москвы.
Все это позволит повысить эффективность межрегионального сотрудничества за счет экономии на управленческих и координационных издержках в результате реализации системного принципа организации. В соответствии с мировой практикой потери в результате указанных издержек могут достигать до 1/3 совокупных расходов. Реализация предложенного принципа позволит ликвидировать или значительно уменьшить такие потери.
Концептуальный подход включает в себя систему принципов и приоритетов, направленных на решение стратегической задачи придания работе по систематизации и дальнейшему развитию взаимовыгодных связей с регионами нового импульса, вывода ее на качественно новый, отвечающий потребностям экономики, городского хозяйства и социальной сферы, уровень путем подключения потенциала города Москвы к созданию эффективной системы взаимодействия государственных, общественных структур и хозяйствующих субъектов столицы с регионами Российской Федерации и Республикой Беларусь.
Предлагаемый подход основывается на базовых положениях экономической теории, на ее принципах и закономерностях. Приняты во внимание теоретические представления об основных регулирующих и координирующих функциях государства. В частности, в документе сделаны акценты на преодоление "провалов рынка", на устранение информационной асимметрии (за счет организации выставок, ярмарок, товаропроводящих сетей), интернализацию внешних эффектов (путем проведения продуманного экологического сотрудничества) и противодействие монополизации рынков (в том числе за счет развития малого предпринимательства).
В документе учтены существующие представления об основных законах и движущих силах экономического роста, среди которых важное место занимает поддержка малого бизнеса, учет основных тенденций развития общественного сектора, преодоление трансакционных издержек, являющихся серьезной проблемой государственных структур, и другие.