Недействующий

О Городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы (с изменениями на 13 ноября 2007 года) (утратило силу)

Приложение
к Закону города Москвы
от "___"________2004 года N _____

     

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
по обеспечению субъектов малого предпринимательства
нежилыми помещениями на 2004-2010 годы


Паспорт Целевой программы

Наименование Целевой программы

Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы

Основание для разработки Целевой программы

Постановление Правительства Москвы от 11 июня 2002 года N 429-ПП "О Концепции и основных направлениях Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2002-2010 годы"

Государственный заказчик Целевой программы

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы

Разработчики Целевой программы

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, Государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы"

Сроки и этапы выполнения Целевой программы (подпрограмм)

2004-2010 годы с выделением заданий на 2004, 2005 и 2006 годы

Цели и задачи Целевой программы, основные целевые показатели

Удовлетворение потребностей субъектов малого предпринимательства в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям, путем создания новых объектов общей площадью порядка 6 млн.кв.м (к 2006 году - 2,5 млн.кв.м)

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

1. Подпрограмма создания многофункциональных деловых центров, технопарков и других новых объектов городского уровня для малого предпринимательства на общественных территориях

2. Подпрограмма создания технопарков и других новых объектов городского уровня для малого предпринимательства на территориях реорганизуемых производственных зон

3. Подпрограмма создания для субъектов малого предпринимательства новых нежилых помещений и объектов местного уровня, в том числе на первых этажах жилых домов-новостроек

4. Организационно-правовые мероприятия, в т.ч.:

- подбор новых земельных участков для строительства объектов программы;

- разработка типовых положений о многофункциональных деловых центрах и технопарках, их управляющих структурах;

- разработка нормативных правовых актов города Москвы, устанавливающих порядок предоставления субъектам малого предпринимательства нежилых помещений, привлечения внебюджетных средств для строительства объектов нежилого фонда для малого предпринимательства;

- разработка изменений в действующие градостроительные нормативы и правила проектирования и строительства объектов нежилого фонда, используемых субъектами малого предпринимательства;

- разработка экономических схем возмещения расходов города на строительство нежилых помещений для малого бизнеса в строящихся муниципальных домах;

- разработка организационно-правовых механизмов взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и собственниками предприятий по вопросам предоставления для нужд малого бизнеса нежилых помещений, не используемых собственниками предприятий, находящихся в федеральной и частной собственности;

- осуществление мониторинга реализации программы и текущей корректировки мероприятий программы

Ожидаемые результаты реализации

Создание порядка 350 тыс.новых рабочих мест (к 2006 году порядка 150 тыс.рабочих мест).

Целевой программы

Улучшение ассортимента и повышение качества предлагаемых субъектами малого предпринимательства города Москвы товаров и услуг.

Рост налоговых поступлений в бюджет от деятельности субъектов малого предпринимательства, в т.ч. от использования новых объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.

Обеспечение комплексности формирования городской среды в районах города.

Финансовое обеспечение Целевой программы

Общий объем финансирования (в ценах 2003 года) 78500,0 млн.руб.,

в т.ч. из бюджета города Москвы 3496,7 млн.руб.,

в т.ч. по годам реализации:

млн.руб.

2004

2005

2006

2007-
2010

городской бюджет,

506,5  

864,7  

397,5  

1728,0  

в т.ч. по направлениям расходов

организационно-
правовые мероприятия
(средства на поддержку малого предпринимательства)

10,9

8,4

7,4

20,0

разработка предпроектной, исходно-
разрешительной и проектно-сметной документации (средства адресной инвестиционной программы Правительства Москвы)

132,6

247,0

107,1

613,3

строительство объектов Целевой программы
(средства адресной инвестиционной программы Правительства Москвы)

363,0

609,3

283,0

1094,7

внебюджетные источники

7310,0  

10533,5  

11088,0  

46119,0  

Итого

7816,5  

11398,2  

11485,5  

47847,0  

Система организации управления и контроля за исполнением Целевой программы

Государственный заказчик Целевой программы обеспечивает ежегодное проведение мониторинга реализации Целевой программы, предусматривающего:

- создание единого банка данных по нежилым объектам, созданным в результате реализации мероприятий Целевой программы;

- оценку освоения капиталовложений по Целевой программе (план/факт);

- оценку количества объектов, завершенных строительством (план/факт);

- оценку выполнения организационно-правовых мероприятий по реализации Целевой программы;

- анализ существующей отраслевой структуры малого предпринимательства и тенденций ее изменений с целью прогнозирования структуры создаваемых помещений.

По результатам мониторинга осуществляется актуализация целевых показателей программы.

     

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными средствами


Фонд нежилых помещений, используемых в настоящее время в Москве субъектами малого предпринимательства, оценивается в размере 12% от общей площади имеющихся в городе нежилых помещений, что составляет в абсолютном выражении порядка 15 млн.кв.м (из которых порядка 6 млн.кв.м - помещения в собственности субъектов малого предпринимательства, около 6 млн.кв.м - помещения, арендуемые у города Москвы, порядка 3 млн.кв.м - помещения, предоставляемые субъектам малого предпринимательства другими собственниками).

Численность занятых в малом предпринимательстве составляет в настоящее время около 1,75 млн. человек. Количество малых предприятий из расчета на 1000 жителей в настоящее время составляет 20,5 единиц, что приближается к аналогичному показателю в крупных мегаполисах за рубежом - 25 единиц на 1000 жителей.

Сеть объектов малого предпринимательства размещена неравномерно с большой концентрацией (порядка 1/3 площадей) объектов в Центральном административном округе.

Обеспеченность занятых в малом предпринимательстве нежилыми помещениями составляет порядка 8,5 кв.м на 1 занятого.

В структуре существующего нежилого фонда малого предпринимательства лишь 25-30% составляют помещения, изначально предназначенные для использования субъектами малого предпринимательства.

Порядка 70-75% используемых в настоящее время субъектами малого предпринимательства помещений является не приспособленными для соответствующих видов деятельности. В основной своей массе - это помещения, построенные в советское и постсоветское время, ни конструктивно, ни технологически не приспособленные к размещению малого бизнеса. Даже после произведенных перепланировок большинство таких помещений не соответствует всем современным требованиям и условиям ведения предпринимательской деятельности.

Порядка 3 млн.кв.м площадей имеющегося в настоящее время фонда нежилых помещений для малого предпринимательства составляет ветхий фонд, некапитальные помещения, помещения подлежащих выводу предприятий и организаций.

Большинство имеющихся в Москве резервов площадей нежилых помещений - производственные площади предприятий города, не используемые в связи с сокращением объема выпускаемой этими предприятиями продукции.

Производственные помещения предприятий в большей части не соответствуют по своему масштабу задаче размещения малых предприятий, нуждаются в кардинальной реструктуризации, неэкономичны по расходу энергоресурсов, требуют коренной реконструкции и больших затрат на содержание.

Решение проблемы обеспечения малых предприятий нежилыми помещениями за счет неиспользуемых площадей предприятий города затруднено по следующим причинам:

- значительная часть этих площадей приходится на предприятия, находящиеся в федеральной или частной собственности, в связи с чем их использование при реализации программ города связано с проблемами организационно-правового характера;

- для переоборудования или реконструкции больших производственных площадей крупных предприятий необходимы значительные инвестиции, зачастую сопоставимые с затратами на новое строительство.

К основным проблемам обеспечения нежилыми помещениями субъектов малого предпринимательства можно отнести следующие:

- размещение субъектов малого предпринимательства с неоформленными договорами аренды в неиспользуемых помещениях, принадлежащих крупным и средним предприятиям - акционерным обществам, не имеющим долю города Москвы в уставном капитале, или государственным предприятиям, находящимся в собственности Российской Федерации, что способствует функционированию теневой экономики;

- предоставляемые в аренду помещения не в полной мере отвечают потребностям малого бизнеса, так как неправильно спланированы и требуют дополнительных затрат для приспособления к новым условиям;

- по многим перспективным видам деятельности малого предпринимательства приспособленные помещения отсутствуют;

- продолжает оставаться острой проблема размещения предприятий малого бизнеса в районах массовой жилой застройки.

Потенциал нежилых помещений, пригодных для функционирования малого предпринимательства, практически уже исчерпан. Размещение новых объектов малого предпринимательства происходит стихийно в неприспособленных помещениях, не отвечающих современным технологическим и функциональным требованиям. Все это становится главным тормозом поступательного развития малого предпринимательства и, прежде всего, в производственной и инновационной сферах.

Кроме того, темпы возобновления общей площади нежилых помещений в собственности города Москвы, передаваемых в аренду субъектам малого бизнеса, не удовлетворяют потребности в создании новых рабочих мест в малом предпринимательстве.

Новое строительство нежилых помещений, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям позволит комплексно решить проблему обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями, в том числе проблему возобновления общей площади нежилых помещений, арендуемых субъектами малого бизнеса у города Москвы.

Потребности в новых рабочих местах в малом предпринимательстве с учетом необходимости замены части непригодных для использования субъектами малого предпринимательства нежилых помещений (ветхий фонд, некапитальный фонд, помещения выводимых крупных и средних предприятий и учреждений) составят к 2010 году порядка 350 тыс.рабочих мест.

При этом с учетом прогнозируемого изменения структуры занятости в сфере малого бизнеса, прежде всего в направлении увеличения доли занятости в современных отраслях непроизводственной сферы, существенно возрастут требования к качественным характеристикам нежилых помещений.

Создаваемые помещения и объекты малого предпринимательства должны удовлетворять современным качественным, техническим и функциональным требованиям. Их размещение должно соответствовать потребностям в помещениях для малого предпринимательства отдельных территорий города, обусловленным особенностями размещения населения по территории города, территориальными различиями в структуре занятости населения, сложившейся функционально-планировочной структурой города и тенденциями ее развития.