ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
по обеспечению субъектов малого предпринимательства
нежилыми помещениями на 2004-2010 годы
Паспорт Целевой программы
Наименование Целевой программы | Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы | ||||
Основание для разработки Целевой программы | |||||
Государственный заказчик Целевой программы | Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы | ||||
Разработчики Целевой программы | Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, Государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы" | ||||
Сроки и этапы выполнения Целевой программы (подпрограмм) | 2004-2010 годы с выделением заданий на 2004, 2005 и 2006 годы | ||||
Цели и задачи Целевой программы, основные целевые показатели | Удовлетворение потребностей субъектов малого предпринимательства в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям, путем создания новых объектов общей площадью порядка 6 млн.кв.м (к 2006 году - 2,5 млн.кв.м) | ||||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | 1. Подпрограмма создания многофункциональных деловых центров, технопарков и других новых объектов городского уровня для малого предпринимательства на общественных территориях | ||||
2. Подпрограмма создания технопарков и других новых объектов городского уровня для малого предпринимательства на территориях реорганизуемых производственных зон | |||||
3. Подпрограмма создания для субъектов малого предпринимательства новых нежилых помещений и объектов местного уровня, в том числе на первых этажах жилых домов-новостроек | |||||
4. Организационно-правовые мероприятия, в т.ч.: | |||||
- подбор новых земельных участков для строительства объектов программы; | |||||
- разработка типовых положений о многофункциональных деловых центрах и технопарках, их управляющих структурах; | |||||
- разработка нормативных правовых актов города Москвы, устанавливающих порядок предоставления субъектам малого предпринимательства нежилых помещений, привлечения внебюджетных средств для строительства объектов нежилого фонда для малого предпринимательства; | |||||
- разработка изменений в действующие градостроительные нормативы и правила проектирования и строительства объектов нежилого фонда, используемых субъектами малого предпринимательства; | |||||
- разработка экономических схем возмещения расходов города на строительство нежилых помещений для малого бизнеса в строящихся муниципальных домах; | |||||
- разработка организационно-правовых механизмов взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и собственниками предприятий по вопросам предоставления для нужд малого бизнеса нежилых помещений, не используемых собственниками предприятий, находящихся в федеральной и частной собственности; | |||||
- осуществление мониторинга реализации программы и текущей корректировки мероприятий программы | |||||
Ожидаемые результаты реализации | Создание порядка 350 тыс.новых рабочих мест (к 2006 году порядка 150 тыс.рабочих мест). | ||||
Целевой программы | Улучшение ассортимента и повышение качества предлагаемых субъектами малого предпринимательства города Москвы товаров и услуг. | ||||
Рост налоговых поступлений в бюджет от деятельности субъектов малого предпринимательства, в т.ч. от использования новых объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы. | |||||
Обеспечение комплексности формирования городской среды в районах города. | |||||
Финансовое обеспечение Целевой программы | Общий объем финансирования (в ценах 2003 года) 78500,0 млн.руб., | ||||
млн.руб. | |||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007- | ||
городской бюджет, | 506,5 | 864,7 | 397,5 | 1728,0 | |
в т.ч. по направлениям расходов | |||||
организационно- | 10,9 | 8,4 | 7,4 | 20,0 | |
разработка предпроектной, исходно- | 132,6 | 247,0 | 107,1 | 613,3 | |
строительство объектов Целевой программы | 363,0 | 609,3 | 283,0 | 1094,7 | |
внебюджетные источники | 7310,0 | 10533,5 | 11088,0 | 46119,0 | |
Итого | 7816,5 | 11398,2 | 11485,5 | 47847,0 | |
Система организации управления и контроля за исполнением Целевой программы | |||||
Государственный заказчик Целевой программы обеспечивает ежегодное проведение мониторинга реализации Целевой программы, предусматривающего: | |||||
- создание единого банка данных по нежилым объектам, созданным в результате реализации мероприятий Целевой программы; | |||||
- оценку освоения капиталовложений по Целевой программе (план/факт); | |||||
- оценку количества объектов, завершенных строительством (план/факт); | |||||
- оценку выполнения организационно-правовых мероприятий по реализации Целевой программы; | |||||
- анализ существующей отраслевой структуры малого предпринимательства и тенденций ее изменений с целью прогнозирования структуры создаваемых помещений. | |||||
По результатам мониторинга осуществляется актуализация целевых показателей программы. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными средствами
Фонд нежилых помещений, используемых в настоящее время в Москве субъектами малого предпринимательства, оценивается в размере 12% от общей площади имеющихся в городе нежилых помещений, что составляет в абсолютном выражении порядка 15 млн.кв.м (из которых порядка 6 млн.кв.м - помещения в собственности субъектов малого предпринимательства, около 6 млн.кв.м - помещения, арендуемые у города Москвы, порядка 3 млн.кв.м - помещения, предоставляемые субъектам малого предпринимательства другими собственниками).
Численность занятых в малом предпринимательстве составляет в настоящее время около 1,75 млн. человек. Количество малых предприятий из расчета на 1000 жителей в настоящее время составляет 20,5 единиц, что приближается к аналогичному показателю в крупных мегаполисах за рубежом - 25 единиц на 1000 жителей.
Сеть объектов малого предпринимательства размещена неравномерно с большой концентрацией (порядка 1/3 площадей) объектов в Центральном административном округе.
Обеспеченность занятых в малом предпринимательстве нежилыми помещениями составляет порядка 8,5 кв.м на 1 занятого.
В структуре существующего нежилого фонда малого предпринимательства лишь 25-30% составляют помещения, изначально предназначенные для использования субъектами малого предпринимательства.
Порядка 70-75% используемых в настоящее время субъектами малого предпринимательства помещений является не приспособленными для соответствующих видов деятельности. В основной своей массе - это помещения, построенные в советское и постсоветское время, ни конструктивно, ни технологически не приспособленные к размещению малого бизнеса. Даже после произведенных перепланировок большинство таких помещений не соответствует всем современным требованиям и условиям ведения предпринимательской деятельности.
Порядка 3 млн.кв.м площадей имеющегося в настоящее время фонда нежилых помещений для малого предпринимательства составляет ветхий фонд, некапитальные помещения, помещения подлежащих выводу предприятий и организаций.
Большинство имеющихся в Москве резервов площадей нежилых помещений - производственные площади предприятий города, не используемые в связи с сокращением объема выпускаемой этими предприятиями продукции.
Производственные помещения предприятий в большей части не соответствуют по своему масштабу задаче размещения малых предприятий, нуждаются в кардинальной реструктуризации, неэкономичны по расходу энергоресурсов, требуют коренной реконструкции и больших затрат на содержание.
Решение проблемы обеспечения малых предприятий нежилыми помещениями за счет неиспользуемых площадей предприятий города затруднено по следующим причинам:
- значительная часть этих площадей приходится на предприятия, находящиеся в федеральной или частной собственности, в связи с чем их использование при реализации программ города связано с проблемами организационно-правового характера;
- для переоборудования или реконструкции больших производственных площадей крупных предприятий необходимы значительные инвестиции, зачастую сопоставимые с затратами на новое строительство.
К основным проблемам обеспечения нежилыми помещениями субъектов малого предпринимательства можно отнести следующие:
- размещение субъектов малого предпринимательства с неоформленными договорами аренды в неиспользуемых помещениях, принадлежащих крупным и средним предприятиям - акционерным обществам, не имеющим долю города Москвы в уставном капитале, или государственным предприятиям, находящимся в собственности Российской Федерации, что способствует функционированию теневой экономики;
- предоставляемые в аренду помещения не в полной мере отвечают потребностям малого бизнеса, так как неправильно спланированы и требуют дополнительных затрат для приспособления к новым условиям;
- по многим перспективным видам деятельности малого предпринимательства приспособленные помещения отсутствуют;
- продолжает оставаться острой проблема размещения предприятий малого бизнеса в районах массовой жилой застройки.
Потенциал нежилых помещений, пригодных для функционирования малого предпринимательства, практически уже исчерпан. Размещение новых объектов малого предпринимательства происходит стихийно в неприспособленных помещениях, не отвечающих современным технологическим и функциональным требованиям. Все это становится главным тормозом поступательного развития малого предпринимательства и, прежде всего, в производственной и инновационной сферах.
Кроме того, темпы возобновления общей площади нежилых помещений в собственности города Москвы, передаваемых в аренду субъектам малого бизнеса, не удовлетворяют потребности в создании новых рабочих мест в малом предпринимательстве.
Новое строительство нежилых помещений, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям позволит комплексно решить проблему обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями, в том числе проблему возобновления общей площади нежилых помещений, арендуемых субъектами малого бизнеса у города Москвы.
Потребности в новых рабочих местах в малом предпринимательстве с учетом необходимости замены части непригодных для использования субъектами малого предпринимательства нежилых помещений (ветхий фонд, некапитальный фонд, помещения выводимых крупных и средних предприятий и учреждений) составят к 2010 году порядка 350 тыс.рабочих мест.
При этом с учетом прогнозируемого изменения структуры занятости в сфере малого бизнеса, прежде всего в направлении увеличения доли занятости в современных отраслях непроизводственной сферы, существенно возрастут требования к качественным характеристикам нежилых помещений.
Создаваемые помещения и объекты малого предпринимательства должны удовлетворять современным качественным, техническим и функциональным требованиям. Их размещение должно соответствовать потребностям в помещениях для малого предпринимательства отдельных территорий города, обусловленным особенностями размещения населения по территории города, территориальными различиями в структуре занятости населения, сложившейся функционально-планировочной структурой города и тенденциями ее развития.