В целях обеспечения защиты интересов города Москвы и других субъектов Российской Федерации при разработке и принятии Закона о разграничении собственности на памятники распоряжением Правительства Москвы от 29.10.2002 N 1653-РП была создана комиссия по разработке данного законопроекта.
По результатам работы комиссии был разработан проект федерального закона "Об отнесении находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности" (далее - законопроект), который был одобрен для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Законопроект основан на следующих принципах отнесения находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности:
1) равный учет интересов и возможностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при разграничении собственности;
2) значимость историко-культурного значения подлежащего разграничению объекта культурного наследия (федеральная, региональная или местная (муниципальная)) не является основанием для отнесения его к федеральной собственности, собственности субъекта Pоссийской Федерации, муниципальной собственности, общей собственности Российской Федерации и одного (нескольких) субъектов Российской Федерации или к общей собственности нескольких субъектов Российской Федерации;
3) согласованный учет всех установленных Федеральным законом оснований, по которым объект культурного наследия может быть отнесен к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, общей собственности Российской Федерации и одного (нескольких) субъектов Российской Федерации или общей собственности нескольких субъектов Российской Федерации;
4) разграничение собственности осуществляется в отношении всех объектов культурного наследия (с учетом их специфики как особого вида недвижимого имущества), включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и находящихся в государственной собственности;
5) пообъектное рассмотрение всех подлежащих разграничению объектов культурного наследия на основе предварительного определения их полного имущественного состава и границ территории в соответствии с требованиями государственной охраны объектов культурного наследия;
6) наличие обязательств публичного образования, претендующего на право собственности на объект культурного наследия, об обеспечении его сохранения и использования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия;
7) учет исторически сложившихся имущественных прав на объект культурного наследия, в том числе приобретательной давности;
8) возможность консолидации имущественных прав на объект культурного наследия;
9) отнесение к собственности субъекта Российской Федерации подлежащих разграничению соответствующих объектов культурного наследия, не включенных в утвержденные разграничительные перечни объектов культурного наследия, в утвержденные перечни объектов культурного наследия, находящихся в общей собственности и не являющихся предметом имущественных интересов иных публичных образований.
Разграничение собственности осуществляется путем подготовки и согласования разграничительных перечней объектов культурного наследия, рекомендованных для отнесения к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Основаниями для включения объекта культурного наследия в проект разграничительного перечня являются:
1) зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке на момент вступления законопроекта в силу право собственности на объект культурного наследия в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) использование объекта культурного наследия органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации или органами местного самоуправления на праве оперативного управления, зарегистрированного в установленном порядке;
3) использование объекта культурного наследия посольствами или представительствами иностранных государств в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией, или соглашениями, заключенными субъектом Российской Федерации;
4) использование объекта культурного наследия государственными учреждениями или государственными унитарными предприятиями, учрежденными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, зарегистрированного в установленном порядке;
5) использование объекта, не указанного в пунктах 1-4 настоящей концепции и не включенного в проект перечня объектов культурного наследия, находящихся в общей собственности, в качестве объекта культурного наследия общего пользования, распоряжение которым отнесено к компетенции Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальным образованием.
Подготовленные и согласованные сторонами перечни объектов культурного наследия представляются в Правительство Российской Федерации для утверждения.
Подлежащие разграничению объекты культурного наследия, не включенные в проекты разграничительных перечней объектов культурного наследия или не согласованные заинтересованными сторонами, включаются в спорные перечни объектов культурного наследия. Спорные перечни объектов культурного наследия рассматриваются согласно процедуре решения спорных вопросов по разграничению собственности.