Недействующий

О городской комплексной целевой программе "Спорт Москвы" (2004-2006 годы) (с изменениями на 19 декабря 2006 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 17.01.2013 N 7-ПП)

2.1. Физическая культура и спорт для детей и молодежи


Программа предусматривает внесение существенных изменений в систему развития физической культуры и массового спорта в г.Москве.

Программа впервые вводит практическое разграничение между системой организационных, финансовых и иных мер, направленных на развитие детско-юношеской, молодежной физической культуры и массового спорта и подготовкой спортивного резерва. Если система подготовки спортивного резерва на сегодня сложилась и успешно действует, то система развития физической культуры и массового спорта для детей и молодежи должна быть дополнена созданием сети Центров физической культуры и спорта. Вводимое разграничение этих двух направлений спортивной работы обусловлено различием не только их целей и задач, но и методов их решения.

2.1.1. Физическая культура и массовый спорт для детей и молодежи.

В рамках программы "Спорт Москвы" 2004-2006 годов реализуется начальный этап создания системы развития физической культуры и массового спорта для нужд поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения города Москвы. Создание полноценной разветвленной системы, доходящей до каждого дома, каждого юного москвича, потребует более продолжительного срока реализации. Тем не менее уже сейчас закладывается ее организационная структура.

Организационная структура системы развития физической культуры и массового спорта для детей и молодежи предполагает создание сети Центров физической культуры и спорта административных округов, создаваемых в форме государственных учреждений. Руководство Центрами физической культуры и спорта административных округов осуществляют Управления физической культуры и спорта административных округов. Центры совместно со службами физкультурно-спортивной работы Управ районов координируют и организуют массовую спортивную работу с молодыми москвичами, осуществляемую спортивными клубами, секциями, некоммерческими спортивными организациями, спортивными школами, спортивными организаторами-волонтерами. Создаваемые в Центрах физической культуры и спорта административных округов клубы проводят организационную и физкультурно-спортивную работу в районах на дворовых спортивных площадках, спортивных объектах образовательных школ (во время, свободное от занятий физической культурой по учебному плану), спортивных объектах местного социально гарантированного уровня.

Масштабность задачи развития физической культуры и массового спорта, необходимость кардинального усиления спортивной работы с детьми и молодежью по месту жительства обуславливают необходимость привлечения к ее реализации некоммерческих спортивных организаций, действующих на условиях исполнения городского социального заказа (раздел 2.4 программы "Спорт Москвы"). Значительную роль призваны сыграть детско-юношеские спортивные школы Профсоюзов и сеть детско-юношеских спортивных школ системы Комитета физической культуры и спорта города Москвы.

Одна из наиболее сложных проблем развития массового спорта - нехватка спортивных объектов, доступных населению города. Решение задачи предусмотрено на нескольких направлениях. Кроме нового строительства спортивных объектов социально гарантированного уровня предусмотрены затраты на реконструкцию и содержание плоскостных спортивных объектов во дворах жилого фонда города. Предусматривается более полное использование спортивных сооружений сети образовательных учреждений как силами спортивных секций и ДЮК ФП образовательных школ, так и спортивных клубов по месту жительства и ДЮСШ.

Развитие и совершенствование занятий физической культурой во внеучебное время в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы рассматривается в отдельной подпрограмме "Спорт и образование", являющейся составной частью программы "Спорт Москвы".

Координирующие и контрольные функции развития физической культуры и массового спорта с детьми и молодежью ложатся на управления физической культуры и спорта административных округов, роль которых в общей структуре отрасли существенно возрастает.

Новая организационная схема развития массового спорта на территориях предполагает существенные изменения в ежегодном московском календаре соревнований, организуемом по принципу район - округ - город. Такая организация позволит наиболее эффективно привлечь практически весь контингент занимающихся спортом в систему соревновательной деятельности. Одновременно возникает реальная возможность консолидировать усилия Департамента образования, Комитета по делам семьи и молодежи и других в рамках единого городского спортивного календаря.

Программой предусматривается организация и финансирование проведения соревновательных мероприятий для детей и молодежи, различных турниров, как традиционных московских массовых спортивных мероприятий, так и новых, предусматриваемых ежегодным календарем спортивных мероприятий города. Программой предусмотрена организация и финансирование проведения ежегодного городского смотра-конкурса "Московский двор - спортивный двор", призванного привлечь к спортивным занятиям молодых москвичей во дворах по месту жительства.

Одним из важнейших направлений пропаганды здорового образа жизни и развития физической культуры и массового спорта является реализация системы мер по мониторингу резервов физического здоровья населения. Данное направление соответствует требованиям постановления Правительства России N 916 от 29 декабря 2001 года "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи".

Программа предусматривает выбор базовой системы мониторинга резервов здоровья для города Москвы и ее распространение в управах административных округов города. Основными местами размещения оборудования для проведения мониторинга станут учебные заведения, физкультурно-оздоровительные клубы, специализированные павильоны. В течение трех лет могут быть созданы до 30 легких быстровозводимых павильонов для привлечения населения и, в первую очередь, молодежи.

Данные мониторинга будут использоваться в целях пропаганды здорового образа жизни и коррекции сложившихся у отдельных москвичей отклонений от нормы показателей резервов здоровья. Предусматривается создание единого общегородского банка данных состояния резервов здоровья москвичей.

Предлагаемая в программе схема развития физической культуры и массового спорта соответствует мировому Европейскому опыту и наметившимся в настоящее время тенденциям развития массового спорта в г.Москве.

2.1.2. Подготовка спортивного резерва.

В структуре Московского спорта сложилась и действует система подготовки спортивного резерва.

В состав системы входит сеть государственных и негосударственных спортивных детско-юношеских школ (ДЮСШ, СДЮШОР), Московское городское физкультурно-спортивное объединение (МГФСО), Ассоциация "МГКС ДСО профсоюзов", "ЦСКА", "Динамо" и др.

Программой предусмотрено обеспечение сетевых учреждений Москомспорта (ДЮСШ, СДЮШОР, МГФСО, Центры образования, Училища олимпийского резерва), осуществляющих подготовку спортивного резерва, финансовыми и материально-техническими ресурсами для повышения эффективности организации и проведения учебно-тренировочного процесса с юными спортсменами.

Предусматривается разработка концепции развития детско-юношеского спорта в г.Москве, имеющая целью устранения ведомственных различий и подходов в организации работы и создания единой методологической системы управления детско-юношескими спортивными школами. Намечена подготовка и утверждение обновленной нормативно-правовой базы деятельности образовательно-спортивных учреждений системы Москомспорта.

В рамках программы осуществляются мероприятия по оснащению инновационных образовательных учреждений (Центры образования и Училища олимпийского резерва), интегрирующих наряду с общеобразовательными программами программы дошкольного воспитания, дополнительного образования спортивной направленности и профессиональной подготовки, современным учебным оборудованием, компьютерной техникой и программным обеспечением, позволяющим применять новые образовательные технологии.

Предусмотрено финансирование учебно-тренировочных сборов, соревновательной подготовки в соответствии с ежегодным календарем спортивных мероприятий, а также методическое, программное и материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса.

Намечено принятие мер по обеспечению безопасности, противодействию терроризму и возникновению чрезвычайных ситуаций в образовательно-спортивных учреждениях.

Программа предусматривает расширение привлечения детей и юношей к занятиям спортом на этапе начальной подготовки, для чего планируется:

- Усиление территориальной направленности системы подготовки спортивного резерва в Москве, в первую очередь, для юношей и девушек младшего, среднего и старшего возрастов по схеме район - округ - город. Усиление роли окружных управлений физической культуры и спорта.

- Усиление методического и координационного воздействия ДЮСШ и СДЮШОР на спортивную работу с детьми и молодежью по месту жительства и обучения.

- Улучшение технического состояния спортивных объектов базирования ДЮСШ и СДЮШОР.

- Приведение образовательной составляющей спортивных школ в соответствие с требованиями существующих образовательных стандартов.