Кадровый потенциал физической культуры и спорта Москвы на сегодняшний день составляют 16331 специалист, в том числе:
Наименование показателей | Всего | из них с физкультурным образованием | ||
высшим | средним | |||
1. | Работники физкультурно- | 1660 | 630 | 1030 |
2. | Учителя общеобразовательных школ | 3273 | 3010 | 263 |
3. | Руководители и преподаватели учреждений начального профессионального образования | 342 | 321 | 21 |
4. | Преподаватели средних специальных учебных заведений | 194 | 189 | 5 |
5. | Преподаватели высших учебных заведений | 1767 | 1692 | 12 |
6. | Тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, МГФСО | 2999 | 2436 | 348 |
7. | Тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты ДЮКФП | 123 | 123 | |
8. | Тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты предприятий, учреждений, организаций, клубов | 1332 | 849 | 361 |
9. | Физкультурные работники по месту жительства | 443 | 234 | 129 |
10. | Физкультурные работники спортсооружений | 1914 | 1191 | 622 |
11. | Другие | 2284 | 918 | 1183 |
ВСЕГО | 16331 | 11593 | 3974 |
В целом физкультурно-спортивные кадры Москвы обеспечивают достаточно высокий уровень профессиональной квалификации: свыше 70% имеют высшее образование, около 25% - среднее специальное образование.
Подготовку специалистов в области физической культуры и спорта для города Москвы осуществляют Российский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Московский областной педагогический университет, училища олимпийского резерва системы Москомспорта, а также Московский областной университет физической культуры. На базе Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы организована переподготовка и повышение квалификации воспитателей, в первую очередь, для детских садов и учреждений дополнительного общего образования. Совокупный выпуск вышеназванных учреждений составляет более 3 тысяч специалистов в год, что в целом достаточно для удовлетворения потребностей Москвы.
Однако нынешний уровень социальной защищенности, относительно низкая заработная плата препятствуют восполнению и развитию кадрового потенциала физической культуры и спорта. На начало 2003 года дефицит кадрового потенциала в целом по отрасли составил более 900 педагогов дополнительного физкультурного образования и около 300 тренеров-преподавателей.
Уровень вовлеченности москвичей в занятия физической культурой и спортом.
К началу 2003 года общее число москвичей, занимающихся физической культурой и спортом, с учетом посещающих занятия физической культуры в учебных заведениях составило 2321398 человек, в том числе:
Наименование показателей | Число коллек- | Занимаю- | Посещают учебные занятия по физи- | Посещают занятия по физи- | |
1. | В спортивных школах и училищах | 189 | 119177 | ||
2. | В общеобразовательных учреждениях | 1502 | 202409 | 1100930 | 31400 |
3. | В учреждениях начального профобразования | 197 | 13200 | 92730 | 4330 |
4. | В средних специальных учебных заведениях | 71 | 8961 | 39936 | 1559 |
5. | В высших учебных заведениях | 77 | 63345 | 206681 | 21172 |
6. | В организациях | 338 | 63672 | ||
7. | В спортивных клубах | 169 | 51954 | ||
8. | На спортивных сооружениях | 207 | 163921 | ||
9. | По месту жительства | 476 | 89301 | ||
10. | В том числе |
|
| ||
ВСЕГО: | 3502 | 775940 | 1440277 | 58461 |
Общий охват москвичей регулярными занятиями физической культурой сохраняется на указанном уровне, прежде всего, благодаря обязательным занятиям физкультурой в образовательных учреждениях, а также относительно высокой доле учащейся молодежи в демографической структуре столицы.
Проведенные социологические исследования показывают, что только 10% населения города занимаются целенаправленно каким-либо видом спорта, 59% населения относятся к группе не занимающихся физической активностью. В возрасте 18-24 лет к этой группе относятся 46% респондентов, 49% в возрасте от 25 до 34 лет. Среди пенсионеров этот процент возрастает до 73%.
В отношении детей школьного возраста развитие физической культуры и спорта реализуется через городскую систему образования (базовое образование в школах и дополнительные занятия физической культурой в ДЮКФП), систему спортивных школ Москомспорта и профсоюзов, направленную на привлечение детей той же возрастной категории в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ и СДЮШОР).
Однако по своей основной задаче ДЮСШ и СДЮШОР являются ступенями дополнительного образования в системе подготовке спортивного резерва и охватывают только 5% активно занимающихся физической культурой и спортом детей и молодежи данной возрастной категории и не могут являться базовым звеном массовой физической культуры и спорта всего городского населения. Этот пробел может быть заполнен спортивными клубами по месту жительства, выполняющими целевой социальный заказ по развитию физической культуры и массового спорта и использующие имеющуюся и создаваемую базу спортивных сооружений, в том числе плоскостных сооружений шаговой доступности. Отсутствие организационно-финансового механизма, объединяющего усилия территориальных и отраслевых органов власти, не позволяло до настоящего времени реализовать данный потенциал.
Значительная часть коллективов, проводящих физкультурно-массовую работу с населением, относится по организационно-правовой форме к негосударственным некоммерческим организациям (спортивные клубы, коллективы физкультуры на предприятиях, организациях и учреждениях различных отраслей, спортивные коллективы по месту жительства), их доля в общем числе спортивных коллективов спортивной отрасли (без учета общеобразовательных школ - безусловного лидера) не менее 50%. Для организации масштабной физкультурно-спортивной работы им недостает материальной базы и финансовых ресурсов.