В современных условиях экономический рост и укрепление обороноспособности страны в решающей степени определяются уровнем развития отечественной электронной промышленности.
Электроника - самая динамичная отрасль народного хозяйства. Темпы роста производства в ней в 2,5-3 раза превышают соответствующие показатели в других отраслях промышленности. Однако это требует столь же интенсивного обновления производственных фондов и освоения современных высоких технологий, что невозможно без больших капитальных вложений.
В последнее десятилетие финансовые вложения в отрасль резко сократились, в связи с чем наблюдается отставание отечественной электроники, в том числе микроэлектроники, от мирового уровня. Последствия этого для обороноспособности и экономики страны очевидны, поэтому развитие российской электронной промышленности является одной из стратегических государственных задач.
В настоящее время ведущим центром электроники в России является город Зеленоград - административный округ Москвы, в котором сложился и успешно функционирует научно-производственный комплекс организаций, обеспечивающих почти 80 процентов объема производства изделий микроэлектроники в стране.
Правительство Москвы уделяет постоянное внимание вопросам развития научно-технического потенциала зеленоградских организаций электроники и обеспечения социально-экономического развития Зеленограда.
В значительной степени этому способствовало создание в конце 1997 года территориально-промышленной зоны с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (далее - Особая зона), преобразованной в 2002 году в ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград". Образование Особой зоны позволило Правительству Москвы и Московской городской Думе обеспечить ее участникам финансовую, правовую и организационную поддержку.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 мая 2003 года N 386-ПП администрация территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" реорганизована в форме присоединения к префектуре Зеленоградского административного округа города Москвы.
Результаты работы промышленных предприятий и научных организаций города Зеленограда в условиях особого статуса территориально-промышленной зоны показали высокую эффективность используемого механизма поддержки со стороны бюджета города Москвы.
За период 1998-2001 годы объем реализации продукции значительно возрос, а в 2001 году в 2,1 раза превысил уровень докризисного 1991 года.
Прибыль организаций увеличилась в 24 раза, вдвое сократилась численность убыточных организаций и в 4 раза - сумма убытков. Значительная часть прибыли направлена на развитие производственной базы. Объем инвестиций из прибыли составил 210 млн. руб., что в 9 раз больше уровня 1997 года. Это позволило втрое сократить неиспользуемые производственные площади, создать 4,9 тысяч новых рабочих мест. Численность работающих возросла в 1,25 раза, а их средняя заработная плата - в 3,3 раза.
За счет роста производства обеспечено расширение налоговой базы и увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и отчислений в социальные внебюджетные фонды.
При этом темпы роста отчислений постоянно и существенно превышают темпы роста объемов налоговых льгот, предоставленных организациям, таким образом обеспечивается высокая эффективность полученных из бюджета средств.
Расчеты показывают, что ведущие зеленоградские организации электроники за период 1998-2001 годов на проведение этих работ и обновление технологической базы направили более 80 млн. долларов США собственных и привлеченных по коммерческим кредитам средств. Правительство Москвы за счет средств городского бюджета оказало финансовую помощь участникам Особой зоны на сумму около 15 млн. долларов США, ассигнования из федеральных источников составили около 7 млн. долларов США.
За счет сделанных капитальных вложений заводы и НИИ города Зеленограда реализовали широкую программу мер по сохранению и наращиванию научно-производственного потенциала.
Организациям ОАО "КНЦ" удалось создать новое направление в микроэлектронике - средства отображения информации на основе полимерных пленок, сохранить технический уровень производства быстродействующих интегральных схем на основе арсенида галлия, за счет собственных средств осуществить инвестиции в объеме 15 млн. долларов США в модернизацию производства интегральных схем.
ОАО "Ангстрем" им.А.И.Шокина направило более 10 млн. долларов США на реализацию проекта создания производства интегральных микросхем с топологическими размерами 0,5-0,35 мкм на кремниевых пластинах диаметром 200 мм на базе построенного организацией уникального производственного корпуса со сверхчистыми помещениями.
ОАО "Элма", ЗАО "Научно-исследовательский институт материаловедения", ГНЦ "Научно-исследовательский институт физических проблем" им. проф. Ф.В.Лукина", ОАО "Завод "Компонент" и др. зеленоградские организации осуществляют выпуск современных материалов для электроники, аппаратуры связи военно-космического и гражданского назначения, ведут разработки по фундаментальным научно-техническим вопросам в области наноэлектроники, микромеханики, оптоэлектроники и других перспективных направлений создания электронной техники.
В целом результаты деятельности организаций Зеленограда свидетельствуют о том, что реально существуют эффективные возможности дальнейшего развития производства изделий электронной техники (далее - ИЭТ).
В то же время, в связи с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, возможности Правительства Москвы по оказанию поддержки в части предоставления льгот организациям электроники города Зеленограда ограничены. Так, начиная с 2002 года, им предоставляется единственная льгота - по налогу на имущество, объем которой не превышает 60-80 млн. рублей в год.
В связи с этим для дальнейшего развития научно-производственного комплекса организаций электронной промышленности города Зеленограда необходимо использование и других механизмов организационно-экономической поддержки организаций, оказываемой им Правительством Москвы. Одним из них является программно-целевой подход к обеспечению финансовой поддержки организаций. Целевое и адресное финансирование из различных источников, в том числе из бюджета города Москвы, позволит эффективно использовать привлеченные ресурсы как для финансовой стабилизации организаций, так и для разработки и организации производства ИЭТ в интересах города.