Недействующий

О целевой среднесрочной программе города Москвы "Продовольственный холод 2004-2006 годов" (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 26.08.2008 N 770-ПП)

1. Введение: Анализ текущих итогов и состояния дел в агропромышленной программе Правительства Москвы


К 2000 году Россия утратила продовольственную независимость. Это заключение было обнародовано комитетом Государственной думы по аграрным вопросам после того, как была установлена зависимость страны от импорта продовольствия на 40% от потребляемого объема. По оценкам экспертов, порог безопасного экспорта составляет не более 20%. К началу нового тысячелетия в России сократилось производство зерна в 1,8 раза, мяса - в 2,3 раза, молока - в 1,7 раза. Одновременно закупки мяса за рубежом возросли в 3,5 раза, резко увеличился импорт сахара, растительного масла и молока. Это положение особенно сильно сказывается на продовольственном рынке главных городов страны, и в первую очередь Москвы как крупнейшего мегаполиса России.

Правительством Москвы с середины 90-х годов предпринимались системные меры по обеспечению продовольственной независимости города. Принятая постановлением Правительства Москвы от 23.04.2002 N 306-ПП Программа развития оптовой торговли продовольствием в г.Москве на 2002-2004 годы, а также одобренная Правительством Москвы от 20.02.2001 N 158-ПП Московская агропромышленная программа на 2000-2005 годы в своих обоснованиях содержат сведения о том, что Москва потребляет более 45% импортного продовольствия. Поэтому цель представленных городских программ состоит в вытеснении импортных продуктов питания с прилавков столичных магазинов за счет активного продвижения на московский оптовый продовольственный рынок продукции регионов России и ряда стран СНГ.

Действующие программы Правительства Москвы нацелены на удовлетворение спроса на продукты питания и сельскохозяйственную продукцию не только розничной торговли, но также пищевой промышленности и предприятий общественного питания города. Для обеспечения сбалансированного развития политики продовольственной независимости Москвы спланированы следующие главные направления:

1. Развитие существующих и создание новых производств сельскохозяйственного сырья и продуктов питания. Сегодня действуют 27 проектов развития сельхозпроизводства в регионах России и на территории ряда стран СНГ. По данным Департамента продовольственных ресурсов, опубликованным 06.06.2002 агентством РИА-Новости, ежегодно Москва будет инвестировать в эти проекты от 300 до 500 млн.руб. Это направление призвано увеличить степень вовлечения Москвы и его предприятий в межрегиональной агропромышленной интеграции.

2. Создание условий для широкого и безопасного доступа производителей качественной сельскохозяйственной и пищевой продукции из регионов России и стран СНГ к оптовому рынку продовольствия Москвы. Работы в этом направлении осуществляются на основе ранее введенных в действие программ Правительства Москвы по модернизации и переоснащению существующих городских баз и перерабатывающих предприятий, реконструкции существующих и строительству новых оптовых рынков и расширению возможностей для использования в агропромышленном комплексе города научно-технического потенциала Москвы.

Но между двумя этими направлениями существует кардинальное различие - оба направления представляют собой различные виды долгосрочной инвестиционной политики:

- Участие Правительства Москвы в производстве сельскохозяйственной продукции и в развитии производства питания за пределами города является вынужденной мерой, поскольку это необходимо для поддержания фактора присутствия и влияния администрации на рынок продовольствия

Производимые сегодня затраты города в этой области означают, что в будущем администрации не придется в экстренном порядке тратить значительно большие деньги на стабилизацию положения в торговле, на защиту системы социального обеспечения, на спасение дошкольных и учебных заведений, городских больниц и т.п.

- Капиталовложения городского бюджета в программы развития новых территорий и объектов оптовой торговли продовольствием, в создание новых образцов техники, переоснащение и перепрофилирование продовольственных баз являются возвратными инвестициями.

Несмотря на то что объем этих инвестиций в перспективе составит значительную сумму, этот вид затрат оправдан уже тем, что создаваемая при этом инфраструктура продовольственного рынка позволяет не только создать имущество, которое будет себя в будущем окупать, но и создать систему обширной, систему поддержания здоровой конкуренции между предпринимателями.

Таким образом, оба главных направления действия представляют собой части единой политики, от сбалансированной реализации которой зависит устойчивое и контролируемое развитие рынка продовольствия в Российской столице.