Генеральная схема комплексного благоустройства города Москвы разработана Москомархитектурой (ГУП НИиПИ Генплана Москвы совместно с ГУП "Моспроект-3") по заказу Департамента экономической политики и развития города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2001 N 642-ПП "О мероприятиях по формированию нормативной базы комплексного благоустройства в городе Москве".
Анализ реализации программ комплексного благоустройства территории Москвы показывает, что городскими службами выполняются масштабные работы по комплексному благоустройству отдельных объектов, территорий и участков города.
В настоящее время расширена палитра видов благоустройства, внедрены новейшие технологии, улучшилось качество исполнения благоустройства, повысились стандарты требовательности. Сложились отраслевые направления, формирующие эстетический облик городской среды и обеспечивающие комфортные условия проживания.
Осуществляется разработка нормативно-правовой базы благоустройства. Разработаны и введены в действие нормативы комплексного благоустройства, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 06.08.2002 N 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02" и зарегистрированные Госстроем России (03.12.2002 N ТСН 30-307-2002). Разработаны формы паспортов на благоустройство, введен Паспорт планировочного решения и благоустройства территории.
В части цветочного оформления разработана и успешно применяется московская палитра, введен Колористический паспорт с компьютерной цветовой моделью (ежегодно выдается 2000 паспортов), выполнена цветовая модель облика города и разработаны рекомендации, охватывающие не только фасады зданий, но и праздничное оформление, цветочное; мощение, транспорт, малые формы и т.д.
Создана комплексная система праздничного оформления, разработаны и внедрены новые объемно-пространственные конструкции, новейшие светодинамические сооружения. Введена единая колористическая гамма праздников.
Формируется световой облик города. Ежегодно в плановом порядке по проектам подсвечивается более 50 значительных архитектурных доминант города.
Успешно реализуется Генеральная схема цветочного оформления города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 14.01.2003 N 8-ПП. Объем цветников не просто увеличился, он изменился качественно. Фестивали цветов стали традиционными, цветы появились на жилых и общественных территориях города.
Разработана и успешно реализуется Генеральная схема оптимизации рекламного пространства города Москвы, одобренная Общественным Советом при Мэре Москвы 15.11.2002. Историческая часть города освобождается от крупноразмерных щитовых конструкций.
Становится привычным создание благоустроенных пространств, фрагментов городской среды - площадей, магистралей, бульваров (Манеж, площадь Европы, Кутузовский проспект, сквер у Большого театра, площадь Гагарина).
Ведутся работы по формированию озелененных территорий, благоустройству набережных и берегов, размещению памятников и фонтанов.
В то же время, главной наиболее массовой программой, формирующей облик города, является программа "Мой двор, мой подъезд". Начатая инициативно, она переросла в профессиональное движение. Соревновательный дух, как в проектах,так и в реализации благоустройства, усиливается переходом от благоустройства отдельного двора и подъезда к микрорайонам. Программа носит социальную направленность и определена Мэром и Правительством Москвы как приоритетная. На первом этапе реализации программы (1998-1999 годов) в программу были включены только дворовые территории сложившейся жилой застройки. В последующие годы сфера благоустроительных работ значительно расширилась и в нее были вовлечены сначала территории объектов образования и здравоохранения, затем спорта и социальной сферы, территории общественного и рекреационного назначения.
За годы действия программы "Мой двор, мой подъезд" были благоустроены 24,8 тыс. жилых дворов, территории 870 объектов здравоохранения, 4,1 тыс. объектов образования, 2,3 тыс. объектов производственного назначения, 2,7 тыс. объектов торговли и бытового назначения.
Вместе с тем, в этот период работ по комплексному благоустройству стали проявляться и негативные особенности:
- несоответствие применяемых методов и материалов благоустройства положению и роли территории в городской структуре;
- наличие "заброшенных", т.е. неучтенных территорий;
- несинхронизированность различных видов работ на одной территории.
В значительной степени эти недостатки были обусловлены отсутствием градостроительной модели формирования комплексного благоустройства в городе в целом. Необходим был переход от масштаба Генерального плана города Москвы к масштабу градостроительного регулирования процессов благоустройства.
В Генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы детализированы основные положения Генерального плана города Москвы по разделу "Основные направления комплексного благоустройства города";
- синтезирован практический опыт работ по благоустройству города и имеющиеся проектные проработки на всех территориальных уровнях с учетом утвержденных градостроительных планов развития административных округов, Генерального плана развития города Зеленограда, а также последних разработок по отдельным элементам комплексного благоустройства;
- даны градостроительные требования к благоустройству различных территорий города в увязке с действующими нормами и правилами проектирования комплексного благоустройства.