Действующий

О Концепции закона города Москвы "О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы"

III. Структура проекта закона города Москвы "О комплексе
природных и озелененных территорий города Москвы"


Преамбула

В преамбуле законопроекта следует очертить круг отношений, на которые распространяются положения закона. При этом следует особо обозначить, что регулирование соблюдения требований по охране и использованию природных и озелененных территорий направлено на улучшение состояния окружающей среды в городе, создание благоприятных условий жизни его населения, социального и эстетического комфорта.

Глава 1. Общие положения

В данной главе законопроекта должны содержаться основные понятия, в частности, понятия природных территорий, озелененных территорий города Москвы, природных и природно-антропогенных объектов и др.

В главе будут определены категории и виды природных и озелененных территорий; критерии отнесения и ограничения хозяйственной деятельности для каждой из категорий.

Глава 2. Управление природными и озелененными территориями города Москвы

В главе необходимо определить функции государственного управления природными и озелененными территориями, их содержание. Закрепляются также права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области управления природными и озелененными территориями.

К функциям государственного управления природными и озелененными территориями можно отнести:

- планирование развития природных и озелененных территорий, их охраны и использования;

- объявление участка (объекта) природной и озелененной территорией (образование природных и озелененных территорий), установление и изменение границ, изменение категории территорий, упразднение природных и озелененных территорий;

- ведение мониторинга состояния природных и озелененных территорий;

- государственный контроль за охраной и использованием природных и озелененных территорий.

Отдельно в главе будут предусмотрены полномочия органов законодательной и исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, а также специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области образования, охраны и использования природных и озелененных территорий.

В главе устанавливается порядок объявления участка (объекта) природной и озелененной территорией, а также изменения категории и упразднения природных и озелененных территорий; органы, в чью компетенцию входит образование, изменение категории или упразднение природных и озелененных территорий.

В связи с утратой природных свойств (особенностей) территории может быть произведено упразднение природных и озелененных территорий и перевод этого участка в резервную территорию с последующей ее реабилитацией, восстановлением и т.д. и возвращением в состав природных и озелененных территорий. В проекте закона необходимо предусмотреть, что если произошла утрата природного объекта, должны быть осуществлены мероприятия по созданию его аналога или другого природно-антропогенного объекта на территории, за которой в градостроительной документации закреплено определенное функциональное назначение - природоохранное, природно-рекреационное и т.п. Таким образом устанавливается принцип сохранения в Москве общего фонда земель природных и озелененных территорий. Это направлено против тех ситуаций, когда после намеренного уничтожения деревьев, засыпки долин и т.п. заинтересованные землепользователи обращаются в уполномоченные органы с просьбой изменить функциональное назначение земельного участка в связи с утратой компонентов природы.

В проекте будет уделено должное внимание вопросам подготовки заключений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в случае образования природных и озелененных территорий, изменения категории территории или ее границ (в сторону уменьшения площади) или упразднения территории. Определяются виды документации, в составе которой происходит обоснование этих действий.

Глава 3. Правовой режим природных и озелененных территорий города Москвы

При разработке норм данной главы следует исходить из того принципа, что для озелененных территорий устанавливается общий режим охраны, то есть общие ограничения и запреты для всех или большинства категорий территорий, и дифференцированные режимы для конкретных категорий природных и озелененных территорий.

Примером первых являются запреты тех видов хозяйственной и иной деятельности, которые несовместимы с целевым назначением этих территорий. Например, на озелененных территориях не допускаются действия, причиняющие вред природным и природно-антропогенным объектам, компонентам природной среды, в том числе:

- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов;

- искажение исторически сложившегося ландшафта и т.п.

В главу войдут положения о природных и озелененных территориях и их правовом статусе, о критериях выделения природных и озелененных территорий, о порядке объявления участков (объектов) природных и озелененных территорий.

Глава 4. Экономический механизм охраны, содержания и использования природных и озелененных территорий

В главе будет определен экономический механизм образования, охраны, содержания природных и озелененных территорий, который включает в себя организацию финансирования мероприятий по образованию, охране, функционированию и восстановлению этих территорий; определяются источники финансирования указанных мероприятий.

Законопроект исходит из того, что учреждениям и организациям, осуществляющим работы по охране, содержанию, восстановлению природных и озелененных территорий, могут предоставляться налоговые и иные льготы, предусмотренные законами Российской Федерации и города Москвы.

Категориям граждан и юридических лиц, имеющим в пределах природных и озелененных территорий земельные участки и осуществляющим мероприятия по их улучшению, может быть установлен пониженный размер арендной платы в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации и города Москвы. В то же время учреждениям и организациям, расположенным на природных и озелененных территориях и осуществляющим коммерческую деятельность, не связанную с охраной, содержанием, восстановлением этих территорий, может быть установлен повышенный размер арендной платы в порядке, установленном законами Российской Федерации и города Москвы.

Глава 5. Ответственность за нарушения законодательства в области природных и озелененных территорий города Москвы

За нарушение требований охраны и использования природных и озелененных территорий к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам могут быть применены меры административной, имущественной, дисциплинарной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.