Действующий

О Концепции закона города Москвы "О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы"

II. Цели и задачи проекта закона города Москвы "О комплексе
природных и озелененных территорий города Москвы"

1. Концепция закона разработана с учетом требований следующих документов: Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы от 21.10.98 "О регулировании градостроительной деятельности на территории природного комплекса города Москвы", от 26.09.2001 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", от 05.05.99 "О защите зеленых насаждений", от 14.07.2000 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", других законодательных актов Российской Федерации и города Москвы.

Разработка проекта закона города Москвы "О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы" ставит своей целью комплексное законодательное регулирование отношений по использованию, сохранению, восстановлению и развитию природных и озелененных территорий города Москвы. Целями проекта являются урегулирование отношений, возникающих при ведении хозяйственной (в том числе строительной) и иной деятельности на природных и озелененных территориях, обеспечение благополучного качества окружающей среды на указанных территориях.

2. В законопроекте должны быть даны определения природных территорий, озелененных территорий города Москвы, при выработке которых необходимо учитывать следующее.

На территории Москвы природно-антропогенными являются все искусственно созданные рекреационные объекты (парки, сады, скверы, бульвары). При установлении объектов Природного комплекса Центрального административного округа соответствующие органы, учитывая особую ценность любых озелененных участков в центре города, были вынуждены включить в состав территорий Природного комплекса такие озелененные участки, которые, строго говоря, не являются природными объектами (газоны на территориях общественных учреждений, группы деревьев вдоль улиц и т.п.).

Под природными территориями в законе будут пониматься территории, с расположенными на них природными объектами, объединенными географическими и иными соответствующими признаками. В отличие от природных территорий, к озелененным территориям будут относиться территории, с расположенными на них природно-антропогенными и антропогенными объектами. Кроме того, в законе будет предусмотрено регулирование водных объектов естественного и искусственного происхождения.

3. Одной из основных задач проекта закона является выработка четкой классификации категорий и видов природных и озелененных территорий на основе определенных критериев.

Так, по ценности и площади территорий выделяются:

- особо охраняемые природные территории. Регулирование этой категории наиболее ценных, а значит наиболее строго охраняемых территорий, не является предметом данного проекта закона;

- природные территории, в которые входят не отнесенные к ООПТ ценные природные комплексы;

- озелененные территории, в зависимости от расположения в структуре города, характера их использования и выполняемых функций подразделяющиеся на следующие виды:

озелененные территории общего пользования (рекреационные объекты: скверы, бульвары, парки и т.д.);

озелененные территории ограниченного пользования (например, озелененные внутриквартальные, внутридворовые территории в жилой застройке и т.д.);

озелененные территории специального назначения  (например, озелененные  территории вдоль технической зоны ЛЭП,  вдоль автомобильных и железных дорог, внутримагистральные озелененные территории, разворотные круги и др.).

4. Одной из важнейших задач законопроекта является определение особенностей правового режима для каждой категории природных и озелененных территорий города Москвы (за исключением особо охраняемых природных территорий, которые регулируются законодательством об ООПТ).

5. Проект закона ставит своей задачей определить полномочия органов государственной власти города Москвы, местного самоуправления в области образования, управления, изменения категорий природных и озелененных территорий.

При разработке законопроекта учитывается, что до разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией и городом Москвой и подписанием соглашения между Российской Федерацией и Москвой по вопросам управления объектами федеральной собственности нет возможности конкретизировать полномочия городских органов в отношении природных и озелененных территорий, находящихся в федеральной собственности.

Поскольку вопрос о формировании единой системы управления природными и озелененными территориями и контроля за их состоянием до сих пор не решен, компетенцией для реализации положений проекта закона города Москвы "О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы" будет наделен уполномоченный Правительством Москвы орган государственной власти.

Закон призван упорядочить отношения между органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления и всеми хозяйствующими субъектами, гражданами, касающиеся соблюдения природоохранных требований при планировании и осуществлении градостроительной и иных видов деятельности на природных и озелененных территориях.

К задачам законопроекта можно также отнести:

- определение порядка отнесения участков к природным и озелененным территориям и к отдельным их категориям;

- закрепление прав общественных объединений и граждан в области охраны и содержания природных и озелененных территорий;

- установление ответственности за нарушение требований законодательства в области охраны и содержания природных и озелененных территорий.

Отсутствие до настоящего времени такого закона негативно сказывается на состоянии лесных и иных природных экосистем, зеленых насаждений, водных объектов, объектов животного мира и иных компонентов окружающей среды города Москвы.

В процессе разработки проекта закона подлежат пересмотру положения Закона города Москвы "О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города Москвы", отдельных постановлений Правительства Москвы, фрагментарно регламентирующих вопросы охраны и содержания природных и озелененных территорий.

Далее предлагается концептуальный вариант структуры проекта закона "О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы".