По данным ГИБДД парк грузовых автомобилей Москвы на 1 января 2002 года составляет 224,6 тыс.ед., из них свыше 35% парка со сроком эксплуатации более 8 лет, что обуславливает от 10 до 20% величины всех вредных выбросов в окружающую сферу.
По экологическим характеристикам 90% парка соответствует уровню Евро-0, Евро-1.
Экологический ущерб от автотранспорта Москвы:
Суммарные выбросы от всех загрязняющих | В том числе автомобильного транспорта, % | Суммарные выбросы по видам автомобильного транспорта, % | ||||
источников, % | Всего | В том числе: | ||||
от легковых перевозок | от грузовых перевозок | от автобусных перевозок | ||||
100 | 85 | 100 | 60 | 26,5 | 13,5 | |
Годовые суммарные | В т.ч. удельные годовые выбросы, тонн | |||||
выбросы от грузового парка автомобилей, тыс.тонн | на 1 автомобиль | на 1 жителя Москвы | на 1 гектар площади города | |||
250,9 | 1,117 | 0,189 | 15,3 |
Дополнительно экологическую нагрузку для г.Москвы создает иногородний транспорт, главным образом грузовые автомобили (26 тыс. автомобилей), за счет которых валовые выбросы увеличиваются как минимум на 10-14%.
Основную массу выбросов вредных веществ составляют: окись углерода, углеводороды, окиси азота. Однако для здоровья населения наибольшую опасность представляют канцерогенные вещества (сажа, бензол, свинец, бутадиен) и опасные органические вещества (формальдегид, акромин, толедол, ксилолы). На территории Москвы, где запрещено использование этилированных бензинов, до 70% ущерба здоровью населения связано с вышеперечисленными выбросами.
Общими социально-экономическими причинами, способствующими ухудшению экологической ситуации в связи с функционированием автотранспорта, являются:
- низкий рейтинг экологических проблем среди приоритетов государственного управления в условиях сложной социально-экономической обстановки и, вследствие этого, крайняя ограниченность бюджетных средств, выделяемых на решение экологических проблем на общегосударственном, региональном и городском уровнях;
- недостаточное осознание обществом серьезности экологических проблем на фоне других социальных проблем;
- недостаточный учет экологических требований в процессе принятия управленческих решений и, как следствие, отсутствие стимулов к развитию рынка "экологически чистой" продукции, услуг и работ экологической направленности;
- недостатки нормативно-правовой базы, несовершенство налоговой системы, отсутствие государственных гарантий, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат для притока в экономику средств, направленных на решение экологических проблем.
Эти же проблемы характерны для всех городов Российской Федерации. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 6133п-П12 "О национальном плане действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001-2003 годы" утверждены первоочередные мероприятия по улучшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в стране. Значительная часть постановления посвящена решению экологических проблем транспорта.
Правительственные мероприятия разработаны во исполнение обязательств Декларации второй Европейской конференции по охране окружающей среды и здоровья населения.
Основной причиной ухудшающейся с каждым годом экологической обстановки в городах является непрерывный рост численности автомобильного парка и числа владельцев транспортных средств, которые по своим "рыночным" законам категорически не желают наравне с личными соблюдать интересы города.
Как правило, мелкие владельцы не имеют производственно-технической базы для выполнения работ по техническому сервису и хранению автомобилей.
Среди других причин необходимо также отметить низкие экологические характеристики отечественных автомобилей и моторных топлив.
Перечисленные проблемы позволяют утверждать, что экологические проблемы в сфере автотранспортного комплекса могут быть кардинально решены только в контексте общего преодоления кризисных явлений в экономике и совершенствования управления автотранспортным комплексом в целом.
Правительством Москвы, Управлением транспорта и связи, Москомприродой, ГУП "Мосавтотранс", автомобильным комплексом, другими организациями проводился и проводится ряд конкретных мер по ослаблению негативного влияния автотранспортного комплекса на экологическую ситуацию в городе. Среди них: контроль за соответствием действующим экологическим нормам автомобилей муниципальных предприятий, оснащение автомобилей нейтрализаторами отработанных газов, перевод автотранспорта на альтернативные виды топлива. В рамках реализации Городской экологической программы два пилотных АТП - а/к NN 32 и 41 перевели бензиновые автомобили на использование газового топлива в качестве моторного и сегодня а/к-41 проводит НИОКР по переводу дизельного автомобиля Бычок на сжатый природный газ. Проводятся работы по развитию АЗС и расширению сети АГНКС и многотопливных автозаправочных комплексов, существенно сокращающих пробеги и простои при заправке автомобилей; созданию сети моечных и контрольных пунктов, строительства новых и реструктуризации производственно-технической базы АТП под сервисные центры ТО и ремонта с целью повышения технического уровня производства и ряд других мероприятий.