Действующий

О Концепции городской транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на период до 2010 года (с изменениями на 20 февраля 2007 года) (снято с контроля)

2.5. Учет и контроль за работой грузового транспорта


Неконтролируемый рост численности парка грузовых автомобилей в г.Москве (в совокупности с ростом числа легковых автомобилей) привел к ряду негативных последствий, в т.ч.:

- ухудшению экологической обстановки в городе;

- несоответствию пропускной способности дорожной сети парку подвижного состава;

- возникновению заторов и росту вероятности дорожно-транспортных происшествий;

- повышению времени доставки грузов и пассажиров;

- росту затрат из-за излишнего расхода горюче-смазочных материалов и т.п.

В городе отсутствует полнообъемная статистическая информация о деятельности отрасли. Официальная статистическая отчетность ведется только по 1565 автотранспортным предприятиям (из 25 тысяч владельцев грузового автопарка), которые рассматриваются как крупные и средние.

В собственности данной группы владельцев имеется в наличии 32,3 тыс.ед. грузовых автомобилей, что составляет 14% от городского грузового автомобильного парка, из которых около 30% находится в государственной форме собственности, 1% - в муниципальной, 36% - в частной, 29% в смешанной российской (без иностранного участия) и 4% - в прочих формах.

Группировка хозяйств по числу в них собственных
 автомобилей на конец 2001 года (в ед.)

Число хозяйств, имеющих грузовые автомобили

В них грузовых автомобилей

Всего

1565

32298

в том числе хозяйства с числом автомобилей:

всего / в среднем

1-9

995

3918/4

10-24

322

4814 / 15

25-49

115

3907 / 34

Итого от 1 до 49

1432

12636

50-99

65

4805 / 74

100 и более

68

14854 / 218

Итого от 50 и более

133

19659

     

Удельный вес хозяйств с определенным числом собственных
автомобилей в общем числе хозяйств на конец 2001 года (в %)

Число хозяйств, имеющих грузовые автомобили

В них грузовых автомобилей

Всего

100

100

в том числе хозяйства с числом автомобилей:

1-9

63,6

12,1

10-24

20,6

14,9

25-49

7,3

12,1

50-99

4,2

14,9

100 и более

4,3

46,0



Данные хозяйства, имеющие в собственности менее одной седьмой части зарегистрированного в городе грузового подвижного состава, можно условно охарактеризовать как "организованные", т.к. их деятельность можно в какой-то степени отслеживать по статистической отчетности.

Мелкие и средние автохозяйства (к которым можно отнести хозяйства с парком от 1 до 49 единиц подвижного состава) составляют более 90% от общего числа "организованных" хозяйств и владеют почти 40 процентами организованного парка, или 5,6% - общегородского (12,6 тыс.ед. из 224,6 тыс.ед.).

Крупные автохозяйства (от 50 и более единиц парка) составляют 8,5% организованных хозяйств, располагают 60 процентами организованного парка, или 8,8% - общегородского (12,6 тыс.ед. из 224,6 тыс.ед.).

В подавляющем большинстве это реструктуризированные автопредприятия московских отраслевых объединений, действовавших до начала экономических преобразований конца 80-х годов, и именно они являются наиболее управляемой частью грузового автотранспорта города, несут основную нагрузку по обеспечению нормального функционирования городского хозяйства.

В автопредприятиях, представляющих этот вид городского грузового автотранспорта (их число и структура не указываются) сконцентрировано 9,2 тыс.ед. грузовых автомобилей, или 28% организованного парка и 4% - от численности всего общегородского.

Именно их провозные мощности в первую очередь привлекаются для решения всех общегородских программ, включая ликвидацию последствий климатических, техногенных и других чрезвычайных ситуаций.

Эти предприятия, практически не имея иных источников доходов кроме перевозочной деятельности и работая в разных стартовых условиях, теряют конкурентоспособность на рынке автотранспортных услуг. Поэтому при росте общегородского парка (в 2001 году к 2000 году - на 2,3%  или 5 тыс.ед.) наблюдается явная тенденция к сокращению парка автотранспорта общего пользования: за 2001 год он сократился по сравнению с предыдущим на 8,7%, или на 0,9 тыс.ед.

Помощь Правительства Москвы в деле обновления парка подвижного состава автотранспорта общего пользования, изменения его структуры и состава, а также усилия самих автопредприятий в определенной степени стабилизировали обстановку, в результате чего, при упомянутом сокращении парка, в 1999 году по сравнению с 1998 годом во внутригородском и пригородном сообщении объем перевозок грузов для городского хозяйства вырос на 4,6%, а в междугородном - на 16,5%. В 2001 году эти показатели весьма ощутимо сократились до уровня 2000 года.

В личной собственности насчитывается 101,4 тыс.ед. подвижного состава, или 45,1% от численности общегородского.

Очевидно, что работа лишь 14% грузовых автомобилей в городе (32,3 тыс.ед. из 224,6 тыс.ед.) имеет в разной степени организованный характер и при совершенствовании системы учета и контроля может в какой-то мере анализироваться.

В то же время деятельность владельцев 90,9 тыс. автомобилей (40% численности парка), формально зарегистрированных в городе, вообще выпадает из поля зрения официальных органов контроля и управления.