Неконтролируемый рост численности парка грузовых автомобилей в г.Москве (в совокупности с ростом числа легковых автомобилей) привел к ряду негативных последствий, в т.ч.:
- ухудшению экологической обстановки в городе;
- несоответствию пропускной способности дорожной сети парку подвижного состава;
- возникновению заторов и росту вероятности дорожно-транспортных происшествий;
- повышению времени доставки грузов и пассажиров;
- росту затрат из-за излишнего расхода горюче-смазочных материалов и т.п.
В городе отсутствует полнообъемная статистическая информация о деятельности отрасли. Официальная статистическая отчетность ведется только по 1565 автотранспортным предприятиям (из 25 тысяч владельцев грузового автопарка), которые рассматриваются как крупные и средние.
В собственности данной группы владельцев имеется в наличии 32,3 тыс.ед. грузовых автомобилей, что составляет 14% от городского грузового автомобильного парка, из которых около 30% находится в государственной форме собственности, 1% - в муниципальной, 36% - в частной, 29% в смешанной российской (без иностранного участия) и 4% - в прочих формах.
Группировка хозяйств по числу в них собственных
автомобилей на конец 2001 года (в ед.)
Число хозяйств, имеющих грузовые автомобили | В них грузовых автомобилей | |
Всего | 1565 | 32298 |
в том числе хозяйства с числом автомобилей: | всего / в среднем | |
1-9 | 995 | 3918/4 |
10-24 | 322 | 4814 / 15 |
25-49 | 115 | 3907 / 34 |
Итого от 1 до 49 | 1432 | 12636 |
50-99 | 65 | 4805 / 74 |
100 и более | 68 | 14854 / 218 |
Итого от 50 и более | 133 | 19659 |
Удельный вес хозяйств с определенным числом собственных
автомобилей в общем числе хозяйств на конец 2001 года (в %)
Число хозяйств, имеющих грузовые автомобили | В них грузовых автомобилей | |
Всего | 100 | 100 |
в том числе хозяйства с числом автомобилей: | ||
1-9 | 63,6 | 12,1 |
10-24 | 20,6 | 14,9 |
25-49 | 7,3 | 12,1 |
50-99 | 4,2 | 14,9 |
100 и более | 4,3 | 46,0 |
Данные хозяйства, имеющие в собственности менее одной седьмой части зарегистрированного в городе грузового подвижного состава, можно условно охарактеризовать как "организованные", т.к. их деятельность можно в какой-то степени отслеживать по статистической отчетности.
Мелкие и средние автохозяйства (к которым можно отнести хозяйства с парком от 1 до 49 единиц подвижного состава) составляют более 90% от общего числа "организованных" хозяйств и владеют почти 40 процентами организованного парка, или 5,6% - общегородского (12,6 тыс.ед. из 224,6 тыс.ед.).
Крупные автохозяйства (от 50 и более единиц парка) составляют 8,5% организованных хозяйств, располагают 60 процентами организованного парка, или 8,8% - общегородского (12,6 тыс.ед. из 224,6 тыс.ед.).
В подавляющем большинстве это реструктуризированные автопредприятия московских отраслевых объединений, действовавших до начала экономических преобразований конца 80-х годов, и именно они являются наиболее управляемой частью грузового автотранспорта города, несут основную нагрузку по обеспечению нормального функционирования городского хозяйства.
В автопредприятиях, представляющих этот вид городского грузового автотранспорта (их число и структура не указываются) сконцентрировано 9,2 тыс.ед. грузовых автомобилей, или 28% организованного парка и 4% - от численности всего общегородского.
Именно их провозные мощности в первую очередь привлекаются для решения всех общегородских программ, включая ликвидацию последствий климатических, техногенных и других чрезвычайных ситуаций.
Эти предприятия, практически не имея иных источников доходов кроме перевозочной деятельности и работая в разных стартовых условиях, теряют конкурентоспособность на рынке автотранспортных услуг. Поэтому при росте общегородского парка (в 2001 году к 2000 году - на 2,3% или 5 тыс.ед.) наблюдается явная тенденция к сокращению парка автотранспорта общего пользования: за 2001 год он сократился по сравнению с предыдущим на 8,7%, или на 0,9 тыс.ед.
Помощь Правительства Москвы в деле обновления парка подвижного состава автотранспорта общего пользования, изменения его структуры и состава, а также усилия самих автопредприятий в определенной степени стабилизировали обстановку, в результате чего, при упомянутом сокращении парка, в 1999 году по сравнению с 1998 годом во внутригородском и пригородном сообщении объем перевозок грузов для городского хозяйства вырос на 4,6%, а в междугородном - на 16,5%. В 2001 году эти показатели весьма ощутимо сократились до уровня 2000 года.
В личной собственности насчитывается 101,4 тыс.ед. подвижного состава, или 45,1% от численности общегородского.
Очевидно, что работа лишь 14% грузовых автомобилей в городе (32,3 тыс.ед. из 224,6 тыс.ед.) имеет в разной степени организованный характер и при совершенствовании системы учета и контроля может в какой-то мере анализироваться.
В то же время деятельность владельцев 90,9 тыс. автомобилей (40% численности парка), формально зарегистрированных в городе, вообще выпадает из поля зрения официальных органов контроля и управления.