В последние годы, несмотря на значительные изменения экономических условий хозяйствования и падение объемов производства в ряде отраслей, г.Москва по-прежнему остается крупнейшим грузоперерабатывающим центром. Следует отметить, что помимо имеющегося собственного грузового транспорта, в Москве постоянно растет количество иногородних автомобилей, ежедневно прибывающих в город, транзитный поток сегодня составляет порядка 30 тысяч автомобилей и автопоездов в сутки.
Переход значительной доли грузовых автомобилей в частный сектор негативно сказался на уровне профессионализма субъектов транспортной отрасли, экологии города, безопасности дорожного движения, планово-предупредительной системе технического обслуживания.
Существенные изменения происходят в структуре парка: за счет перераспределения объемов перевозок возрастает удельный вес малотоннажных и крупнотоннажных автомобилей. Это можно рассматривать как положительный фактор. В то же время это создает проблемы с их ремонтом и техническим обслуживанием, т.к. существующая производственная база ориентирована в основном на среднетоннажный подвижной состав.
Сегодня в результате изменений в автотранспортном комплексе основная часть грузоперевозчиков работает за наличный расчет, не платя налоги; отрасль становится все более привлекательной для теневой экономики, в процессе перевозок все больше участвует неподконтрольный частный сектор.
По оценке экспертов Минтранса РФ и специалистов Управления транспорта и связи города Москвы 40% грузовых автомобилей заняты непроизводительной работой.
Например, еще 7 лет назад при суточном потреблении в городе около 2,3 тыс. тонн хлебобулочных изделий для доставки данной продукции с хлебозаводов в торговую сеть Мосавтотранс выделял до 900 автомобилей. Позже при определенном снижении объемов производства и потребления продукции хлебозаводов за счет появления различных мини-пекарен 1200 тонн хлеба и хлебобулочных изделий ежесуточно доставляли с хлебозаводов в магазины 350-400 специализированных автомобилей ГУП "Мосхлебтранс" с применением единой системы диспетчерского управления перевозками. Остальные 600 тонн хлебопродуктов перевозили более 400 автомобилей, причем на основе стихийно-рыночных технологий и в большинстве случаев с нарушением правил перевозки пищевых продуктов.
Неплатежи налогов и отсутствие учета доходов при оказании транспортных услуг за наличный расчет во многом связаны с тем, что в отличие от сферы торговли, где требованиями предусматривается наличие кассовых аппаратов, инкассация наличности и т.д., для частного грузового автотранспорта такой порядок не установлен.
При такой организации перевозок вопросы экологии, производительности и эффективности отступают на второй план, на первый же выходит низкая, зачастую демпинговая, стоимость услуг и взаимная заинтересованность, т.к. использование заказчиком данных автомобилей часто материально поощряется из неучтенных средств. Интересы населения и городского хозяйства при этом, естественно, во внимание не принимаются. В результате из-за сокрытия прибыли мелкими "автохозяйствами" бюджет ежегодно недополучал несколько миллиардов рублей.
Создавшуюся ситуацию подтверждает несоответствие данных Мосгорстата по объему перевозок и ГИБДД по количеству имеющегося в городе автотранспорта (по официальным статистическим данным информация о выполненной транспортной работе представляется не более чем на 15% общей численности грузового парка).