Сложившаяся структура парка грузовых автомобилей по маркам и моделям во многом обусловлена возможностями отечественных и стран СНГ производителей автомобильной техники.
Сменность моделей происходила редко, некоторые модели выпускались по 25-30 лет подряд. Грузовые автомобили, в основном, выпускались базовой комплектации: либо шасси, либо в бортовом исполнении, реже в самосвальном варианте.
В период рыночных отношений с приходом новых собственников, развитием маркетинговых служб на заводах процесс модернизации производства, освоения выпуска новых моделей автомобилей с учетом требования рынка значительно ускорился.
В основе формирования парка грузовых автомобилей оказались малые, средние, частные предприятия и индивидуальные владельцы, занятые, главным образом, в сфере торговли, обслуживания рынков, службы быта для населения.
Ниже приведены перспективы роста производства грузовых автомобилей в России.
(тыс.шт.) | ||||
NN | Заводы | 2000 год | 2005 год | 2010 год |
1 | ВАЗ-Интер-Сервис | 2,6 | 3,0 | 3,0 |
2 | Лада-Тул | 10,1 | 3,0 | 3,0 |
3 | Ижмаш-Авто | 14,3 | 15,0 | 20,0 |
4 | Москвич | 0,1 | 2,0 | 10,0 |
5 | УАЗ | 22,7 | 20,0 | 21,0 |
6 | ГАЗ | 93,8 | 118,0 | 158,0 |
7 | ЗИЛ | 20,5 | 33,0 | 61,0 |
8 | УралАЗ | 8,5 | 9,0 | 10,0 |
9 | Ивеко-УралАЗ | - | 1,0 | 1,7 |
10 | КАМАЗ | 23,3 | 27,7 | 43,3 |
11 | МАЗ (Беларусь) | 15,0 | 16,0 | 21,0 |
Таким образом, увеличение выпуска автомобилей в России в 2005 году по сравнению с 2000 годом планируется на 41,4 тыс.ед. или на 21,9%. Программой предусматривается существенное увеличение производства грузовых автомобилей на АМО"ЗИЛ - на 12,5 тыс.ед. или на 61%.
Возможно увеличение количества малотоннажных автомобилей, вытесняющих с рынка транспортных услуг среднетоннажные автомобили грузоподъемностью 4-6 тонн (модели ЗИЛ, ГАЗ).
Существенные изменения произошли в модельном ряду автомобилей. Ниже приведен модельный ряд малотоннажных грузовых автомобилей, которые пользуются наибольшим спросом на рынке транспортных услуг.
Модель | Грузо- | Двигатель | Соответствие экологич. нормативам | Тип кузова |
ГАЗ-3302 (Газель) | 1500 | ЭМЗ-4062.10 | Евро-2 | Бортовой, платформа металлическая с откидными боковыми и задним бортами, с дугами и тентом |
ГАЗ-2705 (Газель) | 1350 | ЭМЗ-4062.10 | Евро-2 | Фургон с цельнометаллическим кузовом. |
ЗИЛ-5301 ПО (Бычок) | 2500 | Д-245. 12сММЗ | Евро-2 | Термокузов для перевозки скоропортящихся товаров |
ГАЗ-2752 (Соболь) | 700 | ЭМЗ-4062.10 | Евро-2 | Фургон с цельнометаллическим кузовом. |
Лада | 500 | ВАЗ-2111 | Евро-2 | Фургон на базе ВАЗ-2108. |
Данные автомобили имеют современный дизайн, маневренность, соответствие экологическим требованиям, легкость обслуживания, преимущества при выполнении погрузочно-разгрузочных работ из-за малой погрузочной высоты, надежную сохранность груза, оптимальные размеры и грузоподъемность, сочетают в себе комфорт и функциональность городского автомобиля.
Существенные изменения произошли в модельном ряду автомобильных самосвалов.
По сравнению с ранее выпускаемыми автосамосвалами (КАМАЗ-5511, МАЗ-5551) последние имеют улучшенные технические и эксплуатационные характеристики: по мощности, грузоподъемности, большому объему кузова, ресурсу, удельному расходу топлива. Конструкция кузовов позволяет более надежно укрывать строительные грузы, склонные к распыливанию.
Автомобили имеют просторные кабины с большой площадью остекления и обзорности, все необходимое для удобства работы водителя.
Модельный ряд автосамосвалов
Модель | Двигатель (все дизельные) | Экологи- | Грузо- | Самосвальная платформа |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 740.51-320 | Евро-2 | 20000 | Объем платформы - 12 кбм. Угол подъема - 50° |
КАМАЗ-6540 (8х4) | 740.13-260 | Евро-2 | 18500 | Объем платформы - 11 кбм. Угол падения - 55° |
МАЗ-651705-231 (6х6) | ЯМЗ-238ДЕ2 | Евро-2 | 19000 | Объем платформы -10,5 кбм. Угол подъема - 50° |
МАЗ-65018 8561100 автопоезд самосвальный | ЯМЗ-7511.10 | Евро-2 | 25000 | Объем платформы -13,3 кбм. Трехсторонняя разгрузка |
МЗКТ-65151 (8х4) | ЯМЗ-7511.10 | Евро-2 | 20000 | Объем платформы - 12,16,5 кбм. Угол подъема - 50° |
Урал-Ивеко 6329 (6х4) или (6х6) | Ивеко 8210 | Евро-2 | 20000 | Объем платформы - 12-14 кбм. Угол подъема - 50° |
В течение ряда лет автопромышленность пыталась, но не смогла предложить на транспортный рынок современный, надежный, мощный и экономичный автомобиль-тягач для обеспечения международных и междугородных перевозок.
Однако за последние 2 года автопромышленность предложила на рынок следующие модели автомобилей-тягачей:
Модель | Двигатель (все дизельные) | Экологи- | Нагрузка на седло, кг | Допустимая полная масса буксируемого полуприцепа, кг | Полная масса автопоезда, кг |
КАМАЗ-6460 (6х4) | 740.50-260 | Евро-2 | 17000 | 37000 | 46000 |
МАЗ-МАН 543268 (4х2) | МАН Д2866 LF31 | Евро-2 | 11200 | 32800 | 44000 |
МАЗ 544008 (4х2) | ЯМЗ-75,11 | Евро-2 | 10550 | 36000 | 44000 |
МАЗ 544020 (4х2) | МАН | Евро-2 | 10550 | 36400 | 44000 |
Урал-Ивеко 63291 (4х2) | Ивеко-8201 | Евро-2 | 11000 | 37000 | 44000 |