Обращения граждан к Уполномоченному свидетельствуют не только о неудовлетворительной работе государственных и муниципальных органов по защите прав детей, но и о недоступности юридической помощи для большинства семей, особенно относящихся к социально незащищенным группам населения.
Права ребенка, гарантированные ему нормами российского и международного права, останутся декларативными, если защитой этих прав не будут заниматься квалифицированные юристы.
Примерно половина обращений на приеме к Уполномоченному - это обращения за бесплатной юридической консультацией по гражданскому, семейному или жилищному праву, особенно в случаях судебных споров, касающихся прав семей с детьми. К Уполномоченному также обращаются с этой целью сотрудники органов опеки и попечительства, центров социального обслуживания, различных общественных благотворительных организаций. Анализ данных обращений позволяет сделать следующие выводы:
1. Проводимая судебно-правовая реформа и, в частности, принятие нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не улучшили положение в части защиты прав детей в судебных, административных и в иных государственных, общественных органах и организациях.
2. Отсутствует механизм юридического обеспечения прав детей в системе государственной поддержки несовершеннолетних.
Адвокатская помощь в современных социально-экономических условиях является дорогой и не всегда качественной. Из-за высоких цен на услуги квалифицированного адвоката граждане все больше и больше обращаются к так называемым "представителям", в роли которых выступают либо вообще не юристы, либо лица с юридическим образованием, но не имеющие опыта работы в суде или знаний в сфере гражданского, семейного и других отраслей права, касающегося защиты интересов детей и их родителей. Обращение к услугам таких "специалистов" нередко приводит к тому, что восстановление нарушенных прав детей становится невозможным.
Недоступность адвокатских услуг для населения Российской Федерации не учитывалась при разработке и принятии нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепившего одним из основных принципов правосудия по гражданским делам принцип состязательности, который заключается в том, что гражданское судопроизводство в Российской Федерации происходит в форме спора. В этом споре стороны сами несут ответственность за полноту представленных ими доказательств, от которых зависит правильность и полнота решения дела. Возбуждение, продолжение и прекращение процесса ставятся, как правило, в зависимость от воли сторон, которая ограничивается судом лишь в редких случаях. Данные нормы рассчитаны на обязательное участие в судебных разбирательствах адвокатов с той и другой стороны.
На практике это означает, что защитить права детей в суде и выиграть спор может тот истец или ответчик, который имеет более квалифицированного адвоката (представителя), а значит и возможность правильного распоряжения процессуальными средствами защиты, в том числе и доказательствами.
Если же интересы ребенка представляет родитель или опекун, не имеющий юридических знаний и возможностей в сборе доказательств, то принцип процессуального равноправия, на котором также строится гражданское судопроизводство, становится фикцией. Равно как и право ребенка на самостоятельное обращение в суд по достижении четырнадцати лет, гарантированное статьей 56 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 46 Конституции РФ, а также другими нормами российского и международного права.
Полагаю, что введение в новом Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации института "представителя, назначенного судом" в случае отсутствия такового у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях не будет способствовать судебной защите прав детей.
Во-первых, в основе деятельности адвоката в качестве представителя лежит договор поручения. Адвокат не вправе занимать по делу позицию вопреки воле доверителя. Участие в деле адвоката, не выражающего волю клиента, не является представительством и может стать основанием для отмены судебного решения.
Во-вторых, статья 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечивает интересы ответчиков при том, что в правовой помощи нуждаются обе стороны, заинтересованные лица и другие участники процесса.
В-третьих, в подавляющем большинстве гражданских дел затрагиваются так или иначе интересы детей. Возложение на адвокатов обязанности бесплатно вести данные дела было бы грубым нарушением статьи 37 Конституции РФ, предусматривающей право каждого гражданина на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, необходимо заключить соглашение между исполнительной властью города Москвы и адвокатурой об оказании семьям с детьми бесплатной для обратившихся юридической помощи по семейным, жилищным и гражданским делам.
Подобное соглашение сделает эту помощь реальной для населения при условии выделения средств из городского бюджета на оплату труда адвокатов в разумных пределах, обеспечения специалистов помещениями для бесплатного приема, средствами оргтехники и т.д.
Кроме того, необходимо ввести должность юриста в штаты специалистов органов опеки и попечительства, государственных детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органов образования и других служб, имеющих отношение к защите прав детей.
Для решения этой проблемы следует не только создать рабочие места в вышеуказанных органах для квалифицированных юристов, но и достойно оплачивать труд специалистов. В настоящее время из-за отсутствия финансирования в системе органов по защите прав детей редко встретишь опытного специалиста-юриста. На работу приглашаются военные юристы, выпускники юридических вузов, бывшие сотрудники органов социальной защиты и другие лица, не имеющие практического опыта в области защиты прав детей, в том числе и судебной. Обеспечение юридическими кадрами детских домов, школ-интернатов, приютов позволит вовремя устанавливать статус воспитанников данных учреждений и принимать меры по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предотвращать нарушение их жилищных и имущественных интересов.
Следует поставить задачу перед высшими учебными заведениями юридического профиля как можно быстрее начать готовить специалистов по защите прав детей, создавать условия для повышения квалификации юристов, привлекать к преподаванию практиков, имеющих большой опыт работы в этой сфере.
Одним из путей решения проблемы с юридическими кадрами может являться заключение договоров с юридическими консультациями на правовое обслуживание организаций и учреждений, защищающих права детей. Имеется многолетняя позитивная практика в этом вопросе, существовавшая в городе Москве до начала девяностых годов.