Юристы службы Уполномоченного столкнулись с фактами нарушения прав детей родителями под предлогом соблюдения требований статьи 51 Конституции РФ.
Отец или мать, без ведома и согласия другого родителя изменившие место жительства ребенка, отказываются в дальнейшем сообщить информацию о местонахождении несовершеннолетнего, ссылаясь на то, что "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников".
На этом основании органы прокуратуры, внутренних дел, опеки и попечительства не могут получить от родителей ребенка или его родственников сведений о ребенке. Не предусмотрена ответственность родителей за сокрытие информации о том, где находится ребенок, даже тогда, когда он объявлен в розыск или предъявлен иск об определении места жительства несовершеннолетнего.
В силу части 3 статьи 17 Конституции РФ обладание гражданином правами и свободой не означает возможность ничем не ограниченного произвола с его стороны при их осуществлении или злоупотреблении ими. Тем более, когда речь идет о нарушении прав и интересов детей. Принцип уважения прав и свобод других лиц неразрывно связан с идеей обладания основными правами. Именно поэтому часть 3 статьи 17 Конституции РФ запрещает нарушать права и свободу других лиц при осуществлении гражданином своих прав.
Житель Москвы М-ой А.П. с 1999 года ничего не знает о своем сыне Станиславе, 1990 года рождения, который зарегистрирован в городе Москве, однако место его фактического жительства неизвестно. Ни мать ребенка М-ая Э.В., ни бабушка Б-ва Л.Ф. не сообщают органам опеки и попечительства и сотрудникам ОВД "Теплый Стан" о том, жив ли ребенок и где он находится, ссылаясь на статью 51 Конституции РФ.
Из письма матери М-го А.П. к Уполномоченному:
"В доме, где проживала семья моего сына до 1999 года, ходят слухи, что ребенок погиб, а его мать и бабушка скрывают это, чтобы получать алименты. Я прошу Вас, используя права и возможности Уполномоченного, заставить, обязать, принудить мать М-ую Э.В. и бабушку Б-ву Л.Ф. опровергнуть эти слухи, то есть привезти Станислава в Москву, чтобы я и сын могли воочию убедиться, что ребенок жив и здоров. Мы уже можем поверить только своим глазам…".
Обращает на себя внимание и тот факт, что при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, сотрудники правоохранительных органов, отбирая объяснения у родственников граждан с асоциальным поведением, оставивших детей без надзора, предупреждают их о праве не давать объяснения против своих близких.
Это затрудняет сбор доказательств для предъявления исков о лишении родительских прав, не дает возможности своевременно изъять ребенка из опасной среды, препятствует защите его прав и законных интересов, в том числе права на жизнь.
Отбирая объяснения у бывшего мужа Каташонковой О.Ю., бросившей без родительского попечения шестерых детей, сотрудник Подольского ОВД в письменном виде предупредил отца детей о том, что он вправе не сообщать сведения, компрометирующие его бывшую жену, хотя Каташонков-отец не является свидетелем по уголовному делу, а Каташонкова О.Ю. не относится к его родственникам или членам семьи.
Сведения об образе жизни и отношении к детям матери-алкоголички, ведущей разгульный образ жизни, могли бы помочь спасти детей от бродяжничества, пьянства, токсикомании, если бы своевременно были использованы для отобрания у нее детей и помещения их под опеку государства, однако этого не произошло.
Неоправданно широкое применение статьи 51 Конституции РФ делает декларативной статью 56 Семейного кодекса Российской Федерации, гарантирующую право ребенка на защиту, особенно часть 3 этой статьи, обязывающую граждан сообщать органам опеки и попечительства об угрозе жизни или здоровью ребенка, нарушении его прав и законных интересов. Именно члены семьи ребенка, его близкие родственники больше всех осведомлены о том, защищен ли он в семье или родители стали для несовершеннолетнего источником реальной опасности его здоровью, нравственности, психическому развитию и т.д.
Становится невозможным осуществлять принцип равенства прав родителей в воспитании детей (статья 38 Конституции РФ), если один из родителей будет использовать "право на молчание" в личных целях, не заботясь о том, что при этом нарушаются права других граждан и, прежде всего, собственного ребенка.
Считаю, что родители обязаны предоставлять информацию о местонахождении детей органам опеки и попечительства, правоохранительным органам, суду, если имеется спор об определении места жительства ребенка и порядке участия в его воспитании отдельно проживающего родителя, о лишении родительских прав, а также если данная информация необходима для защиты прав и законных интересов ребенка.
Отказ от предоставления такой информации, повлекший существенное нарушение прав другого родителя или самого ребенка, должен преследоваться в уголовном порядке.
Полагаю, что в сфере семейного законодательства не только должностные лица и посторонние граждане обязаны предоставлять сведения о нарушении прав ребенка его родителями, но и его близкие родственники, один из родителей обязаны дать полную и объективную информацию о положении ребенка в семье, даже если эта информация может быть использована против граждан, указанных в части 1 статьи 51 Конституции РФ.
Сам ребенок не в состоянии свидетельствовать в свою пользу. Следовательно, действие статьи 51 Конституции РФ ограничивается требованиями части 1 статьи 38 Конституции РФ, предусматривающей, что дети с момента рождения находятся под защитой государства и каждый ребенок имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу.