Ряд обращений к Уполномоченному касаются нарушений прав детей на образование.
Выпускник школы-интерната N 55 города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Пиянзов В. в июле 2002 года сдал вступительные испытания в Государственный университет управления и в соответствии с федеральным законодательством подлежал внеконкурсному зачислению на первый курс университета. Однако Пиянзову В. в этом было отказано в связи с тем, что он по окончании вступительных испытаний заболел, находился на больничном и не имел возможности в установленный ГУУ срок заменить нотариально удостоверенную копию аттестата о среднем образовании, представленную в приемную комиссию, на его оригинал. Наличие больничного листа, уважительности причины пропуска срока замены документов не изменили позицию приемной комиссии и ректора ГУУ Поршнева А.Г., которые ссылались на то, что действовали в точном соответствии с Правилами приема и порядка зачисления в ГУУ. Однако, по мнению специалистов службы Уполномоченного, указанные Правила не соответствуют Порядку приема в высшие учебные заведения, утвержденному приказом Министерства образования РФ от 24 февраля 1998 года N 500 "Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти" и ограничивают права поступающих. Обращение в интересах Пиянзова В. в Министерство образования РФ оказалось безрезультатным. Министерство образования РФ отказалось защитить и восстановить права выпускника сиротского учреждения, проявив не декларируемое, а истинное отношение к вопросу заботы и поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывавшихся в учреждениях системы образования. Кузьминский районный суд и кассационная коллегия Мосгорсуда отказали выпускнику детского дома в жалобе на неправомерные действия администрации ГУУ. По ходатайству Уполномоченного Пиянзов В. с результатами вступительных испытаний в ГУУ был зачислен в Московский государственный социальный университет (ректор Жуков В.И.).
Управление Департамента образования города Москвы в ЮАО проводит эксперимент по введению в школах округа омбудсманов (уполномоченных) по правам участников образовательного процесса. Данная работа заслуживает всемерной поддержки и развития во всех учебных округах города Москвы, так как в настоящее время школа как государственное учреждение в полной мере не участвует в защите прав учащихся, как того требует часть 3 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации, где говорится, что должностные лица организаций, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Очень часто факты насилия, иных нарушений прав ребенка в семье известны в школе, но учителя, администрация, констатируя эти факты, не инициируют никаких действий по защите прав несовершеннолетних, не информируют об этом компетентные органы. (Такую же позицию занимают учреждения здравоохранения.)
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что в образовательных учреждениях вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способа связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. Однако большинство школ города Москвы данное требование Закона не выполняет.
Это наносит вред всем участникам образовательного процесса, и особенно детям с неустойчивой психикой или психическими отклонениями. К сожалению, отсутствует действенный контакт между учебными заведениями и органами здравоохранения, особенно если речь идет о школьниках с патологическим развитием личности, нарушением поведения, что требует специальной коррекции.
К Уполномоченному обратилась гражданка М-на с жалобой на своего пятнадцатилетнего сына Юрия, который жестоко избивает ее и младшую сестру, совершает кражи в доме, не подчиняется требованиям родителей и т.д. Ребенок состоит на учете у детского психоневролога в ПНД. Несовершеннолетний из-за плохой успеваемости бросил учебу в колледже, после чего поведение ребенка стало еще более агрессивным.
С целью оказания психиатрической помощи подростку, который стал опасен для окружающих и причиняет вред самому себе, Уполномоченный обратился в ПНД N 13 с просьбой об освидетельствовании несовершеннолетнего с согласия матери. Был получен отказ на том основании, что подросток не желает пройти психиатрическое обследование.
Складывается ситуация, при которой государство и родители беспомощны по отношению к тем детям, которые в силу своих психических особенностей крайне нуждаются в контроле со стороны взрослых.
Причина заключается в том, что в соответствии с федеральным законодательством если несовершеннолетний достиг возраста четырнадцати лет, то его лечение и госпитализация осуществляются только с его согласия. Такой несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет имеет ограниченную дееспособность, но вопрос, лечиться ему или нет, решает он сам. Как правило, в таких случаях психоневрологические диспансеры не обращаются в суд по вопросу о принудительной госпитализации и лечении несовершеннолетних. Сложившаяся ситуация нарушает права самого ребенка и нарушает права других детей в семье, где он проживает.