Недействующий

О Концепции развития внутреннего водного транспорта Московского бассейна до 2020 года (с изменениями на 22 июня 2004 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.06.2013 N 357-ПП)

4. Перспективы рынка грузовых, пассажирских и туристско-экскурсионных перевозок в Московском бассейне

Грузовые перевозки

Реализация Генерального плана развития города Москвы и связанное с этим увеличение гражданского, дорожного и промышленного строительства создает объективные предпосылки роста объемов перевозок строительных грузов. Модернизация добывающей техники предприятий ВВТ в целях повышения качества поставляемых русловых песков и гравия, а также снижения отрицательного экологического воздействия на водоемы создаст возможность значительного увеличения завоза этих грузов в Москву водным транспортом.

Надежные предпосылки для увеличения добычи песка и гравия из подводных и пойменных месторождений близлежащих областей дают Соглашения Правительства Москвы с администрациями Субъектов Федерации по экономическому сотрудничеству.

Возрастет потребность в щебне твердых пород из Карелии и известкового из Касимовских карьеров Рязанской области. Развитие московского строительного комплекса и освоение им серийного производства современных панельных домов, расширение участия комплекса в жилищном строительстве в областях и республиках создают возможности для организации перевозок деталей домов московских домостроительных комбинатов водным транспортом, как наиболее безопасным для этих конструкций (в 70-х годах г.Набережные Челны был построен, в основном, по этой технологии).

Завоз в Москву каменного угля при переводе ТЭЦ с газа на этот вид топлива может увеличиться в 2 раза. Имеются предпосылки к восстановлению завоза в Москву водным транспортом леса и пиломатериалов, увеличению вывоза металлолома.

География производства реагентов, используемых в Москве на дорогах в зимний период, позволяет организовать их завоз водным транспортом. Имеется возможность восстановления перевозок нефтеналивных грузов через Павельцовскую нефтебазу. Интеграция внутренних водных путей Российской Федерации в инфраструктуру международного транспортного коридора "Север-Юг" вызовет резкое увеличение международных перевозок грузов, в основном в крупнотоннажных контейнерах, через московские порты.

Для повышения экономической эффективности функционирования предприятий ВВТ необходима разработка новых нормативных документов, регламентирующих тарифную политику судоходных компаний.

Для развития международных перевозок грузов требуются нормативные документы, направленные на упрощение технологии и процедур таможенного контроля и таможенного оформления экспортноимпортных грузов, корректировка правовой базы, регламентирующей налогообложение судоходных компаний, осуществляющих международные перевозки.

Пассажирские, туристические и экскурсионные перевозки

Социально-значимые пассажирские перевозки в Московском регионе сохранятся для доставки москвичей к дачам, садовым участкам и местам отдыха на канале им.Москвы и на внутригородских переправах.

Эти перевозки будут осуществляться за счет частичного финансирования из городского бюджета, а также целевого субсидирования лиц, имеющих право на льготы. По мере повышения уровня доходов населения будет происходить постепенное сокращение круга субсидируемых социальных групп.

Стабилизация политического положения, рост экономики страны и доходов населения, совместные усилия судоходных компаний, органов государственной власти федерального уровня и Правительства Москвы по повышению комфортабельности пассажирских судов, развитию береговой инфраструктуры и совершенствованию нормативной базы обеспечат значительное развитие речного туристического бизнеса, включая и иностранный туризм.

Получат развитие внутригородские прогулочно-экскурсионные маршруты. Будет действовать прогулочный маршрут "Москва историческая с борта теплохода", предусмотренный постановлением Правительства Москвы от 26.03.2002 N 208-ПП "О концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" и первоочередных мерах по ее реализации".

Для организации городских экскурсионных маршрутов по акватории реки Москвы и водоотводного канала с использованием прогулочных маломерных судов с учетом специфики обслуживания посетителей туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" необходима разработка комплексного проекта. Такой проект должен предусматривать строительство для туристов специальных судов, отвечающих современным требованиям, доступных, в том числе, для инвалидов и других маломобильных граждан, с учетом возможности эксплуатации судов на акватории реки Москвы и водоотводного канала, формирование и развитие инфраструктуры обслуживания таких судов, а также культурно-бытовых функций акватории и набережных реки Москвы и водоотводного канала. По предварительным оценкам среднегодовой объем продаж экскурсий для иностранных туристов по групповым заявкам за время навигации может составить 35 тысяч человек.

Перспективны новые формы обслуживания - прогулочные маршруты с организацией питания на борту (банкеты, свадьбы, презентации и т.п.). Получат развитие плавучие самоходные суда-рестораны с камбузными и вспомогательными помещениями как для полного цикла приготовления блюд, так и для работы в кооперации с береговыми ресторанами.

Будет возрастать количество маломерного флота, находящегося в частной собственности.

Таким образом, анализ перспектив рынка грузовых и пассажирских перевозок подтверждает необходимость дальнейшего развития водных путей, флота, портов, судостроительно-судоремонтных предприятий и другой инфраструктуры внутреннего водного транспорта Москвы.