Производственная деятельность внутреннего водного транспорта оказывает, воздействие в первую очередь, на водную среду и донные покрытия и, в малой степени, на атмосферный воздух.
Внутренний водный транспорт является наиболее экологически чистым видом транспорта.
Объем сброса загрязненных сточных вод от объектов внутреннего водного транспорта составляет 0,8% по отношению к железнодорожному и 5,4% по отношению к автомобильному транспорту.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от судов внутреннего водного транспорта составляют 0,6% от суммарных выбросов всеми видами транспорта.
Организационные и технические меры, проведенные в Московском бассейне, полностью исключили сброс с судов хозяйственно-фекальных стоков, сухого мусора и нефтесодержащих вод.
Меры по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду предусмотрены в подпрограмме "Экологическая безопасность" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 года)".
Обеспечение экологической безопасности на внутренних водных путях включает мероприятия по предотвращению загрязнения водоемов отходами с судов, локализации и ликвидацию аварийных разливов нефтепродуктов, меры по очистке водоемов от затонувших судов и их утилизации.
В рамках этой программы будут созданы суда экологического назначения для сбора, комплексной переработки отходов и их утилизации. Эксплуатация этих судов будет организована на коммерческой основе.
В Московском бассейне в период до 2020 года предусматривается реализация указанных мероприятий. Кроме того, будут осуществлены меры по:
- реконструкции очистных сооружений ливневых стоков;
- созданию малогабаритных эффективных нейтрализаторов отходящих газов и их установка на дизелях судов, работающих в городе Москве;
- перевод дизелей, установленных на работающих в городе Москве судах, на газовое топливо и строительство газозаправочных станций.
Основными направлениями деятельности Правительства Москвы и его экологических структур станут:
- контроль соответствующими органами надзора за выполнением экологических требований к судам, предприятиям, хозяйствующим субъектам внутреннего водного транспорта;
- включение объектов внутреннего водного транспорта в городскую систему мониторинга экологического состояния и природоохранных мероприятий;
- участие в финансировании экологических разработок и мероприятий, наиболее важных для города;
- участие в выполнении мероприятий по очистке и утилизации загрязненных донных отложений на р.Москве и ее притоках в черте города;
- создание аварийно-спасательных подразделений по ликвидации чрезвычайных ситуаций на внутреннем водном транспорте;
- участие в переводе судов речного флота на газомоторное топливо и строительстве газозаправочных станций для обеспечения флота газом;
- участие в создании малогабаритных эффективных нейтрализаторов отходящих газов для установки на дизелях судов речного флота;
- совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей экологическую безопасность деятельности внутреннего водного транспорта;
- оценка негативной нагрузки на акваторию при увеличении грузооборота и разработка мероприятий по ее снижению;
- проведение политики, стимулирующей внедрение новых технических, технологических и организационных решений, направленных на повышение экологичности функционирования внутреннего водного транспорта.
Важным аспектом защиты интересов пассажиров, членов экипажей судов, жителей Москвы от возможных экологических катастроф на речном транспорте станет страхование на внутреннем водном транспорте.
Необходима разработка федеральных законов по обязательному страхованию ответственности перед третьими лицами при перевозках опасных грузов и лоцманской проводке судов.