Недействующий

О Концепции развития внутреннего водного транспорта Московского бассейна до 2020 года (с изменениями на 22 июня 2004 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.06.2013 N 357-ПП)

2. Современное состояние внутреннего водного транспорта Москвы и его значение в обеспечении функционирования Московского мегаполиса

Внутренний водный транспорт является одним из старейших видов транспорта, обслуживающих Москву. Наиболее значительное развитие внутренний водный транспорт Москвы получил со строительством канала им.Москвы, введенного в эксплуатацию в 1937 году.

Создание Единой глубоководной системы европейской части страны превратило Москву в "Порт пяти морей" и связало ее водными путями с Севером, Уралом, югом России и зарубежными странами, расположенными в бассейнах Балтийского, Северного, Белого, Каспийского, Черного и Средиземного морей.

На внутреннем водном транспорте Московского бассейна в целом завершился период резкого спада производственной деятельности.

Предприятия внутреннего водного транспорта обеспечивают для города Москвы:

- 17,5% перевозок всех грузов в Москву и из Москвы;

- более половины перевозок строительного песка;

- выполнение перегрузочных работ, складирование и хранение грузов, в том числе перевозимых другими видами транспорта;

- международные перевозки грузов;

- перевозки российских и иностранных туристов на речных круизных маршрутах;

- экскурсионно-прогулочные перевозки москвичей и гостей на водоизмещающих и скоростных судах;

- внутригородские и пригородные пассажирские перевозки;

- выполнение судостроительных, судоремонтных и других работ;

- подачу воды для водоснабжения Москвы из бассейна реки Волги;

- улучшение судоходных условий на внутренних водных путях региона;

- улучшение санитарного состояния Москвы путем обводнения системы рек и каналов, находящихся в городе;

- участие в энергоснабжении города;

- выполнение ряда специальных работ (прокладка и ремонт подводных трубопроводов и кабелей, ремонт и перемещение мостов, перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов).

Водные пути

Водные пути Московского бассейна являются важным звеном Единой глубоководной системы европейской части России. Они простираются от Москвы по каналу и р.Волге до Рыбинска и от Москвы по рекам Москва и Ока до Нижнего Новгорода и Калуги.

Общая протяженность водных путей бассейна, составлявшая 4 тыс.км, из них эксплуатируемых 2 тыс.км, в течение последнего десятилетия сократилась. Практически прекратилось судоходство до Серпухова и Калуги. На р.Оке гарантированные глубины уменьшились с 2 м до 1,7 м, освещаемая обстановка судового хода заменена на светоотражающую. В результате длительной эксплуатации и недостаточных объемов бюджетного финансирования ряд сооружений канала им.Москвы и Москворецкой системы имеют значительный износ и деформацию, что увеличило риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объекты канала им.Москвы играют важную роль в водоснабжении города, улучшении санитарного состояния Москвы, выработке электроэнергии.

Водные пути Московского бассейна, являющиеся частью внутренних водных путей России, закрыты для прохода иностранных судов. Все перевозки грузов и пассажиров осуществляются в настоящее время под российским флагом.

Содержание водных путей и гидротехнических сооружений в Московском бассейне возложено на ФГУП "Канал им.Москвы" Минтранса России.

Флот

На учете в Государственном реестре судов по Москве находится 1516 судов, средний возраст которых составляет 24 года (по России 23,5 года).

В Московском регионе зарегистрировано 440 судовладельцев. Наибольшее количество судов - 307 ед. (29,9%) принадлежит ОАО "Московское речное пароходство", среди них 11 двух - и четырехпалубных высококомфортабельных пассажирских судов.

Существенное значение имеет флот ФГУП "Канал имени Москвы", поддерживающий надлежащие судоходные условия на внутренних водных путях Московского бассейна, (20,8%) и флот Государственного учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте "Подводречстрой", выполняющий специальные работы для Москвы и других регионов России.

Из остальных собственников - 32 имеют более 4 ед.судов, 67 судовладельцев - 2-3 судна, 341 судовладелец имеет по 1 судну.

При существующем формальном избытке тоннажа грузового флота наблюдается дефицит современных крупнотоннажных судов озерного и морского районов плавания класса Российского Речного Регистра, способных эффективно обеспечивать перевозки строительных грузов из Карелии, угля и леса из портов р.Камы, соли с низовьев Волги.