Недействующий

О Концепции развития внутреннего водного транспорта Московского бассейна до 2020 года (с изменениями на 22 июня 2004 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.06.2013 N 357-ПП)

5.3. Порты

Основные приоритеты развития речных портов, их материальнотехнической базы определены подпрограммой "Внутренний водный транспорт" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". Мероприятиями по формированию международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации предусмотрено создание терминалов круглогодичного действия для переработки грузов в крупнотоннажных контейнерах, как основы для организации мультимодальных логистических комплексов в речных портах Москвы.

Развитие инфраструктуры портов будет осуществляться за счет средств частных инвесторов.

В связи с тем, что государство предусматривает снижение долей своего участия в акционерных капиталах портов, представляется необходимым приобрести из государственной собственности в собственность города Москвы государственные пакеты акций по 25,5% Московского Южного и Северного портов. Если будет упущена возможность приобретения указанных пакетов акций в собственность города, то порты превратятся в частные предприятия со всеми вытекающими для города последствиями.

Приобретение акций городом позволит образовать на базе портов Северного, Южного, Западного, находящегося в собственности Москвы, воднотранспортный узел международного значения, управляемый специальной компанией, находящейся под контролем города.

Создание такого узла с единым технологическим производственнотранспортно-распределительным центром с многофункциональными логистическими транспортно-распределительными и терминальными комплексами реализует системный подход при решении задач:

- совершенствования системы управления в Московском воднотранспортном узле (МВТУ);

- эффективного использования государственной собственности, в том числе за счет расширения имущественных прав города;

- эффективного применения государственных и рыночных регуляторов, обеспечивающих создание конкурентоспособной среды на рынке транспортных услуг Москвы (лицензирования, налогового регулирования, тарифного регулирования, финансового регулирования и др.);

- создания доступной для всех категорий граждан транспортной инфраструктуры, отвечающей потребностям Москвы и современным техническим и технологическим нормам в условиях интеграции транспортной системы России в мировую транспортную сеть;

- участия в разработке и внедрении современных технологий, в том числе информационных с максимальной прозрачностью документооборота;

- создания эффективной нормативно-правовой базы для деятельности транспортных предприятий и организаций, в том числе путем заключения соглашений как между органами исполнительной власти различных уровней, так и непосредственно с субъектами хозяйственной деятельности, их ассоциациями и союзами;

- создания на государственной основе интегрированного информационно-управляющего центра консолидации и распределения товарных потоков Московского мегаполиса.

Основными функциональными элементами создаваемого макрологистического воднотранспортного центра движения товарных потоков через порты будут:

- товарно-распределительные центры, представленные терминальными комплексами, складами, дистрибьютерами и др;

- региональные информационно-логистические центры, включающие инфоцентры терминалов и субъектов хозяйственной деятельности;

- логистические посредники (экспедиторы, брокеры, агенты, операторы и др.).

Функционирование всех, вышепредставленных взаимосвязанных элементов, обеспечивает главный и сопутствующий движению товаров поток - информационный.

Главной задачей исполнительных органов Правительства Москвы в этом направлении явится построение по региональному принципу интегрированной информационной системы с использованием современных телекоммуникационных средств связи, каналов, локальных и многофункциональных цепей, имеющихся в достаточности в инфосистемах Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственного таможенного комитет Российской Федерации.

Суммарный прогнозируемый грузооборот московских портов составит на 2005 год 7,0 млн. тонн, на 2020 год - 11,8 млн. тонн.

Размеры территорий московских портов, наличие перегрузочного оборудования позволяют обеспечить переработку грузооборота, намечаемого на 2020 год.

В связи с дефицитом в Москве площадей для складирования песка, гравия, территории портов будут использоваться как буферные склады между отправителями и получателями в межнавигационный период, которые позволяют хранить длительное время большие объемы навалочных строительных грузов и своевременно обеспечивать песком и щебнем строительный комплекс Москвы.

Завоз строительных грузов, пищевой соли, угля и прочих грузов водным транспортом и создание в портах буферных складов существенно снижают загрузку столичной сети железных и автомобильных дорог и тем самым уменьшают экологическую нагрузку на окружающую среду (переключение объемов перевозок песка, перевозимого внутренним водным транспортом, на автомобильный транспорт потребует ежесуточного прибытия в город порядка 2000 автомобилей типа КАМАЗ).

Наряду с причалами и складскими площадями портов большое значение для эффективной работы предприятий и внутреннего водного транспорта Москвы будут иметь причалы предприятий, расположенные по берегам р.Москвы.

Особое значение для снабжения песком строительного комплекса Москвы и Московской области имеют причалы и пескобазы Волоколамское, Мякинино, Беседы, Заозерье, общая емкость которых составляет 8 млн.куб.м песка. Согласованные действия Правительств Москвы и Московской области должны сохранить эти пескобазы в рассматриваемой перспективе.

Московский Западный порт

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.12.2000 N 982-ПП "О реконструкции и дальнейшем развитии Московского Западного порта", порт будет иметь стратегическое значение для строительства и эксплуатации ММДЦ "Москва-Сити". Порт войдет в систему международного транспортного коридора Север-Юг.

Цель реконструкции Западного порта состоит в превращении его в современный терминал для круглогодичной перегрузки большегрузных контейнеров и других грузов.

Реконструкция порта позволит сделать его важной частью логистической системы по обслуживанию Московского международного делового центра "Москва-Сити" как на стадии его строительства, так и на стадии функционирования.

Северный порт