Действующий

О региональной целевой программе "Основные направления деятельности по патриотическому воспитанию молодежи в Ленинградской области на 2003-2005 годы" (с изменениями на 30 июня 2006 года)

1.1. Оценка и анализ исходной ситуации, обоснование
необходимости программно-целевой проработки проблемы


Программа разработана в соответствии с государственной федеральной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года N 122, и соответствующей подпрограммой Министерства образования Российской Федерации, утвержденной приказом министра образования Российской Федерации от 30 октября 2001 года N 3511.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных общественных объединений. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, целостную переориентацию в молодежной среде.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности, с перспективой формирования в России полноценного гражданского общества.

Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения, то есть молодежи, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.

В то же время вследствие продолжающихся кризисных явлений произошел значительный спад в деятельности по патриотическому воспитанию молодежи. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.

В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию молодежи, а именно:

несовершенство нормативно-правовой, научно-методической и информационно-аналитической базы по вопросам патриотического воспитания молодежи;

недостаточная финансовая поддержка новых форм работы по патриотическому воспитанию молодежи, соответствующих требованиям настоящего времени;

малочисленность и недостаточная подготовленность кадрового состава в образовательных учреждениях, общественных клубах и иных объединениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;

недостаточно эффективная работа и незначительная популярность среди молодежи общественных объединений, ведущих патриотическую работу в молодежной среде;

отсутствие заинтересованности средств массовой информации в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи;

отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур различных ведомств, научных и образовательных учреждений, общественных объединений, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Для объединения усилий органов власти, военно-патриотических и общественных организаций нужна плановая государственная политика в области патриотического воспитания молодежи и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания подрастающего поколения, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Выполнение мероприятий Программы призвано способствовать созданию именно такой системы и позволит решить многие назревшие проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения.