В оперативном управлении Государственной противопожарной службы находятся 53 здания пожарных депо, семь из них имеют стопроцентный износ и эксплуатируются в аварийном состоянии, 26 зданий требуют проведения ремонтно-строительных работ капитального характера. Практически не выделяются средства на текущий ремонт зданий пожарных депо. В настоящее время с особой остротой встает вопрос строительства зданий пожарных депо в поселке Назия Кировского района, городе Всеволожске, капитального ремонта пожарных частей в городе Отрадном Кировского района, поселках Сиверский и Вырица Гатчинского района, поселке Ефимовское Бокситогорского района, а также реконструкции пожарных депо в городах Лодейном Поле, Шлиссельбурге, Новой Ладоге.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ минимальная численность подразделений Государственной противопожарной службы устанавливается из расчета: одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения. При населении Ленинградской области в 1700 тысяч человек численность пожарной охраны Ленинградской области должна составлять 2615 единиц. По состоянию на 1 января 2002 года штатная численность личного состава Государственной противопожарной службы составляет 1777 единиц.
В настоящее время значительную часть Государственной противопожарной службы Ленинградской области (73 процента) составляют подразделения профессиональной пожарной охраны, которые значительно уступают по боеготовности и эффективности подразделениям военизированной пожарной охраны. Из-за низкой оплаты труда в подразделениях профессиональной пожарной охраны наблюдается высокая текучесть кадров, большой некомплект и низкая профессиональная подготовленность личного состава.
В современных условиях эффективное проведение надзорно-профилактической работы возможно при достаточной обеспеченности соответствующих подразделений Государственной противопожарной службы транспортными средствами. Вместе с тем в отрядах пожарной охраны области основным транспортным средством является мотоцикл, что снижает эффективность работы инспекторского состава в холодное время года (более пяти месяцев в году).
Для выполнения в полном объеме задач, поставленных перед Государственной противопожарной службой, в первую очередь, по спасанию жизни людей, требуется постоянно обучать и тренировать личный состав, особенно пожарных-газодымозащитников. Для этой цели могут быть использованы возможности Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России, а также оборудования и переоборудования теплодымокамер непосредственно в частях и отрядах пожарной охраны. Ежегодно требуется обучить в указанном институте 300-350 работников пожарной охраны.
Проблема гибели и травмирования людей на пожарах для Ленинградской области является одной из актуальнейших. Ежегодно огонь уносит сотни человеческих жизней. Изменить данную негативную ситуацию способны средства массовой информации, работающие в наиболее тесном контакте с населением. Их потенциал может и должен быть направлен на решение следующих задач:
целенаправленное информирование жителей Ленинградской области о происходящих пожарах, их последствиях, мерах предупредительного характера, о путях обеспечения пожарной безопасности;
формирование у различных групп населения - работников предприятий, молодежи, подростков, неработающих - представления о пожарах как реально существующей проблеме;
проведение обучения основам пожаробезопасного поведения, правилам вызова пожарной помощи, действиям в случае возникновения пожара.
По состоянию на 1 января 2002 года подразделения Государственной противопожарной службы Ленинградской области укомплектованы работоспособными мобильными техническими средствами для борьбы с пожарами в среднем на 68 процентов, в том числе:
основными пожарными автомобилями - на 88 процентов;
специальными пожарными автомобилями - на 71 процент (автолестницы, автомобили дымоудаления и т.п.);
противопожарным оборудованием - на 63 процента;
огнетушащими веществами - на 54 процента;
специальной боевой одеждой и снаряжением - на 58 процентов,
в том числе изолирующими противогазами - на 73 процента.
При нормах штатной положенности в 151 единицу основных пожарных автомобилей и 18 единиц специальных пожарных автомобилей в подразделениях профессиональной пожарной охраны Ленинградской области имеется 131 единица основных пожарных автомобилей, средний срок эксплуатации которых составляет около 9 лет. Из общего числа автомобилей 53 единицы подлежат списанию. Для ликвидации некомплекта и замены полностью изношенных и пришедших в негодность требуется закупить 73 единицы основных пожарных автомобилей, в первую очередь для подразделений Государственной противопожарной службы Выборгского, Приозерского, Волосовского, Лодейнопольского, Кингисеппского, Сланцевского, Подпорожского, Лужского, Всеволожского и Кировского районов. В пожарных частях городов Кировска, Подпорожья, Сланцев, Приозерска, Кингисеппа, Бокситогорска пожарные автолестницы изношены и требуют срочной замены.
Низкая оснащенность техническими средствами снижает оперативную готовность подразделений пожарной охраны к выполнению задач по тушению пожаров.
Положение с укомплектованностью и состоянием средств связи в подразделениях Государственной противопожарной службы Ленинградской области было и остается очень сложным. Необходимо улучшение качества передачи информации и повышение оперативности в управлении силами и средствами пожарной охраны, что требует реорганизации существующих схем связи, обусловленной внедрением современных аппаратных средств. Существующий парк аппаратуры связи в настоящее время предельно изношен, средний срок эксплуатации УКВ-радиостанций составляет 7,3 года, основных средств проводной связи - 12,8 лет. Имеющиеся на вооружении УКВ-радиостанции "Виола" в настоящее время на 88,5 процента выработали свой нормативный срок эксплуатации. Телефонная ведомственная сеть базируется на физически и морально устаревшей телефонной станции УАТС-49, которая эксплуатируется более 20 лет. Ресурс используемых АТС (в подразделениях пожарной охраны еще имеются телефонные станции выпуска начала 70-х годов) и станций диспетчерской связи центра управления силами полностью исчерпан, в результате чего увеличилось количество отказов в работе аппаратуры связи, а ремонт неисправного оборудования в полном объеме затруднен из-за невозможности приобретения запаса инструментов и принадлежностей и комплектующих.
В связи с передачей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации перед Государственной противопожарной службой встают новые задачи, для успешного решения которых необходимо приобретение для каждой пожарной части современного аварийно-спасательного оборудования, теплоотражательных костюмов, средств защиты органов дыхания и кожи от воздействия отравляющих веществ и тому подобного.
Таким образом, указанная ситуация требует незамедлительного вмешательства органов власти, местного самоуправления, руководителей предприятий Ленинградской области, выделения необходимых средств для укрепления материально-технической базы подразделений Государственной противопожарной службы, решения других социальных и экономических проблем службы.
Разрешение указанных проблем позволит значительно повысить эффективность работы Государственной противопожарной службы по осуществлению должного контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами, расположенными на территории Ленинградской области, требований пожарной безопасности. Вложение необходимых средств из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в совершенствование и развитие Государственной противопожарной службы изменит оперативную обстановку с пожарами в лучшую сторону: возможное ежегодное снижение ущерба от пожаров (с учетом прямого и косвенного) может достичь 190-200 миллионов рублей.