Недействующий

О Программе реформирования системы управления региональными финансами Ленинградской области на 2003-2005 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.05 N 62)

1. Концепция программы

1.1. О необходимости реформирования системы управления
региональными финансами Ленинградской области


В течение нескольких последних лет бюджет Ленинградской области выполняется с превышением доходов над расходами. Такие результаты исполнения бюджета обеспечены в первую очередь высокими темпами развития экономического потенциала. Стабильное поступление доходов позволило в 2001 году погасить 7 млн. долларов США по синдицированному кредиту, привлеченному областью в 1998 году. С 2002 года Ленинградская область стала регионом, не получающим дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

В то же время на протяжении последних лет рост доходов федерального бюджета все в большей степени достигается за счет централизации налогового потенциала на федеральном уровне. В период с 1999 по 2001 год существенные изменения претерпели нормативы отчислений в бюджет области от федеральных регулирующих налогов. В результате за этот период доля бюджета Ленинградской области в общей сумме собранных с территории доходов (без целевых бюджетных фондов) снизилась с 64,4 до 50%. Кроме того, в 2003 году существенно сократятся (на 40%) в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог доходы территориального дорожного фонда, ликвидируется экологический фонд в связи с признанием Верховным Судом недействительной платы за загрязнение окружающей природной среды.

Зависимость региональных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций и развитию налогового потенциала территорий.

В таких меняющихся условиях бюджетная политика в области доходов, а следовательно, и в области расходов должна быть крайне взвешенной.

Усилия и законодательной и исполнительной ветвей власти должны быть направлены на решение проблемы увеличения налогооблагаемой базы за счет роста производства, на улучшение финансового положения реального сектора экономики, в том числе на поддержку и стимулирование развития малого бизнеса, повышение эффективности налогового администрирования.

С целью увеличения налогооблагаемой базы на территории Ленинградской области должна быть продолжена политика содействия инвестиционной деятельности, в том числе за счет предоставления налоговых льгот или при отсутствии таких прав - через субсидирование предприятий инвесторов по вновь заключенным договорам.

В ближайшие годы должна сохраниться четко выраженная социальная направленность бюджета. Конкретные направления финансирования необходимо определять с учетом рационального использования имеющихся финансовых ресурсов, закладывая основы перехода этого сектора к финансированию с привлечением новых организационно-правовых форм и механизмов, обеспечивающих заинтересованность в повышении качества предоставляемых учреждениями социально-культурной сферы услуг и разумной экономии средств.

С целью концентрации ресурсов Ленинградской области на приоритетных направлениях необходимо выработать более взвешенный подход к разработке и принятию региональных целевых программ. Разрабатываемые региональные программы должны стать эффективным механизмом реализации политики выравнивания существующих диспропорций в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов, формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляют неустойчивость макроэкономических условий. Отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, результаты которой были бы доступны не только органам власти разных уровней, но и населению, инвесторам и кредиторам.

Все это приводит к неэффективному использованию бюджетных ресурсов, сокращению объема и качества бюджетных услуг, подрыву предпосылок для устойчивого экономического роста, усложнению условий для проведения структурных реформ, искажению условий равной конкуренции, ухудшению предпринимательского и инвестиционного климата, дальнейшему усилению межмуниципальных диспропорций, росту социальной и политической напряженности.

1.2. Цели и задачи Программы


Стратегической целью Программы является повышение эффективности системы управления региональными финансами в Ленинградской области.

Основными целями Программы являются:

достижение максимальной мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития области;

повышение качества предоставляемых населению Ленинградской области бюджетных услуг (при условии снижения себестоимости предоставляемых бюджетных услуг) и повышение уровня жизни жителей Ленинградской области;

создание благоприятных условий для поддержания экономического развития Ленинградской области и создание новых стимулов для экономического развития области;

поддержание привлекательного инвестиционного климата области;

получение положительных оценок проводимой органами государственной власти Ленинградской области налоговой и бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения области.

Реализация намеченных целей потребует решения следующих задач:

1) формирование бюджетной и налоговой политики, направленной на повышение уровня жизни населения Ленинградской области, на основе перспективных и долгосрочных направлений социально-экономического развития;

2) внедрение передовых методов управления государственными и муниципальными финансами, в частности, поэтапный переход к казначейскому исполнению бюджетов через областное казначейство;

3) внедрение современных информационных технологий для управления финансовыми ресурсами области и формирования единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса, автоматизация системы бюджетного планирования;

4) ведение Реестра и оптимизация числа объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, государственная регистрация прав на объекты недвижимости и сделок с ними (в том числе паспортизация), независимая оценка рыночной стоимости государственного и муниципального имущества, вовлекаемого в гражданский оборот;

5) повышение эффективности осуществления государственных заимствований Ленинградской области и их использования для финансирования текущих расходов бюджета в рамках проводимой Ленинградской областью инвестиционной бюджетной политики, обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств Ленинградской области, уменьшение долговой нагрузки на бюджет Ленинградской области;

6) реформирование учета доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизма расходования данных средств;

7) расширение принципов прозрачности и публичности при управлении финансами за счет расширения общественного контроля общественных финансов.

1.3. Ожидаемые результаты