Раздел направлен на создание законодательной (правовой) основы для реализации плана мероприятий Программы и восполняет пробелы правового поля в сфере развития малого предпринимательства.
В 2003 году предусмотрено разработать и принять пакет нормативных документов для обеспечения возможности функционирования открытого акционерного общества "Агентство кредитного обеспечения (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2003 года Законом Ленинградской области от 13 ноября 2003 года N 91-оз, - см. предыдущую редакцию).
Раздел 2. Организационно-методическая поддержка
малого предпринимательства
Совершенствование знаний в сфере поддержки малого предпринимательства актуально не только для субъектов малого бизнеса, но и для профессиональных кадров, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства. Программой предусматривается проведение обучающих семинаров, совещаний по основам предпринимательской деятельности, изучению нормативно-правовой документации, проблемным аспектам ведения бизнеса в различных отраслях экономики, оказание консультационно-методической помощи.
Проводимые мероприятия создают предпосылки для устойчивого функционирования малых предприятий, способствуют более успешному формированию и реализации основных направлений развития малого бизнеса на территориях муниципальных образований. Всего из областного бюджета на мероприятия раздела в 2003 году предусмотрено выделение 466 тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2003 года Законом Ленинградской области от 13 ноября 2003 года N 91-оз, - см. предыдущую редакцию).
Раздел 3. Информационная поддержка малого
предпринимательства
Вопросы информационной поддержки являются одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться субъектам малого предпринимательства и органам государственной власти.
Отсутствие у органов власти и управления достоверной информации о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере экономики прибыли, уплаченных налогах, объеме выпуска продукции и многих других факторах затрудняет определение форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства.
В свою очередь, малые предприятия испытывают информационный "голод" в широком круге вопросов (новые технологии, оборудование, потенциальные инвесторы, юридические аспекты ведения бизнеса и так далее). Учитывая эти факторы, в Программе вопросы информационной поддержки выделены в самостоятельный более расширенный раздел. Мероприятия раздела направлены в первую очередь на формирование положительного образа предпринимателя, пропаганду малого предпринимательства как одного из важнейших факторов развития экономики. С этой целью предусматривается создание специальных радио- и телевизионных программ, выпуск тематических страниц в печатных средствах массовой информации, издание каталогов, буклетов, плакатов, сопровождение и актуализация информации Интернет-сайтов. Предприятия средств массовой информации по своему статусу являются субъектами малого бизнеса, поэтому Программой предусматривается оказание содействия в развитии средств массовой информации Ленинградской области, являющихся субъектами малого предпринимательства.
В целях оказания юридической поддержки действующим субъектам малого предпринимательства, бесплатного консультирования предпринимателей по общим вопросам в Программе предусмотрено финансирование деятельности Ленинградского областного государственного учреждения "Юридическое бюро". Всего из областного бюджета на мероприятия раздела в 2003 году предусмотрено выделение 2904 тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2003 года Законом Ленинградской области от 13 ноября 2003 года N 91-оз, - см. предыдущую редакцию)..
Раздел 4. Ресурсная поддержка малого предпринимательства
Раздел направлен на расширение возможностей малых предприятий по доступу к материальным и финансовым ресурсам.
Данные анкетных опросов предпринимателей свидетельствуют о том, что недостаток финансовых средств у предприятия является одной из основных проблем малого бизнеса.
В Ленинградской области система финансово-кредитного обеспечения малых предприятий развита недостаточно. В настоящее время банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют малые предприятия производственной сферы. Причинами этого являются высокие риски кредитования, удаленность предприятий от Санкт-Петербурга, несовершенство системы обеспечения кредита, большие издержки при реализации залогового имущества. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, превышающий сумму кредита по стоимости в 2-3 раза, многолетний стаж деятельности. Препятствием для кредитования малых предприятий является также высокая стоимость кредита и сложность его оформления.
Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет предпринимателей обращаться к теневым источникам финансовых средств. При этом укореняются отношения между партнерами вне правового поля, формируется неблагоприятный имидж предпринимательства в целом, многие предпринимательские инициативы остаются нереализованными.
Перечисленные факторы являются для малых предприятий непреодолимыми барьерами при попытках получения в банках кредитов на развитие предприятий. Основным фактором, ограничивающим малым предприятиям доступ к банковским кредитам, является отсутствие гарантий возврата. Сложившаяся мировая практика показывает, что созданные по инициативе и с участием государства системы кредитных гарантий позволяют на единицу выделяемых на эти цели бюджетных средств привлекать, как минимум, 3-4 единицы кредитных ресурсов коммерческих банков в сферу малого предпринимательства.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной экономикой программы кредитных гарантий, предусматривающие создание с участием государства специализированных финансовых организаций, занимающихся предоставлением кредитных гарантий, являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого предпринимательства, созданные в этих странах системы кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ, а именно:
являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, указанные системы требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в характерных для нее условиях жестких бюджетных ограничений;
указанные системы опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при их реализации и обеспечивает вовлечение в реализацию большего числа предпринимателей;
предоставляемые гарантии позволяют банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом и гарантированные созданной с участием государства специализированной организацией-гарантом займы связывают меньше собственного капитала банка;
гарантийные продукты, предоставляемые специализированной организацией-гарантом, в зависимости от спроса можно приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу), или к инвестициям собственного капитала;
указанные системы допускают возможность гарантирования кредита при отсутствии стопроцентного залогового обеспечения у заемщика.
Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации изначально направлена на оказание поддержки исключительно тем категориям хозяйствующих субъектов, которые могут предоставить стопроцентное залоговое обеспечение, и именно по этой причине для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.
В рамках Программы запланирована работа по созданию в Ленинградской области специализированной областной организации в лице открытого акционерного общества "Агентство кредитного обеспечения", основным видом деятельности которого будет предоставление обеспечения исполнения обязательств субъектам малого предпринимательства, преимущественно производственной сферы, по кредитам, привлекаемым ими в банках и других финансовых организациях. В рамках международного проекта "Программа партнерских отношений с субъектами Российской Федерации", реализуемого с середины 2002 года в Ленинградской области Министерством международного развития Правительства Великобритании (DFID), а также при содействии специализированной финансовой корпорации "Финнвера" (Финляндская Республика) региональной целевой программой "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2002 год" запланирована работа по оптимизации путей создания областной специализированной организации по предоставлению кредитных гарантий (абзац в редакции, введенной в действиес 5 декабря 2003 года Законом Ленинградской области от 13 ноября 2003 года N 91-оз, - см. предыдущую редакцию).