Москва - крупнейший спортивный центр Российской Федерации, обладающий материальными и организационными возможностями для проведения международных соревнований любой степени сложности, в том числе и Олимпийских игр.
Тем не менее, Москва испытывает значительные трудности с развитием физической культуры и спорта. По экспертным оценкам Москва занимает 59 место среди субъектов Российской Федерации по доле населения, занимающейся в спортивных клубах и секциях. Социологические исследования показывают, что от 30% до 50% москвичей никогда не занимаются спортом, причем большая часть из них хотела бы заниматься спортом, но не делает этого по разным причинам. Такое положение московского спорта становится понятным, если принять во внимание, что обеспеченность москвичей спортивными объектами находится на уровне 30% от нормативной.
В этих условиях поддержка, укрепление и расширение деятельности существующих спортивных и спортивно-оздоровительных организаций приобретает особое значение.
По данным Мосгоркомстата, общая численность хозяйствующих субъектов спортивной отрасли города Москвы превышает 3 тыс. юридических лиц, из которых 2,8 тыс. физкультурно-спортивные организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, см. таблицу 1.
Таблица 1
Физическая культура | Физкультурно-спортивные общественные объединения | |
Всего по г.Москве | 1666 | 1135 |
в том числе по организационно-правовым формам: | ||
коммерческие | 819 | 15 |
некоммерческие | 847 | 1120 |
в том числе: | ||
учреждения | 159 | 11 |
общественные организации (объединения) | 59 | 1020 |
общественные движения | 1 | 1 |
фонды | 52 | 47 |
объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) | 24 | 37 |
некоммерческие партнерства | 141 | 0 |
автономные некоммерческие организации | 342 | 3 |
прочие некоммерческие организации | 69 | 1 |
Всего по г.Москве | 1666 | 1135 |
в том числе по формам собственности: | ||
частная собственность | 1162 | 18 |
Государственная и смешанная российская собственность | 166 | 2 |
иностранная собственность | 14 | |
совместная российская и иностранная собственность | 20 |
Из приведенных данных следует, что некоммерческие организации составляют порядка 2/3 общей численности юридических лиц, специализирующихся на предоставлении спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг населению. Доля государственного участия в некоммерческих организациях ограничивается рядом сетевых спортивных школ Комитета физической культуры и спорта Правительства Москвы (112 учреждений). Таким образом, из общего числа организаций дополнительного спортивного образования (217 организаций) государственными являются 50%. Аналогичная ситуация характерна для всех направлений спортивной деятельности в городе, где доля государственного участия не превышает 50%. Так, все 96 московских спортивных федераций являются негосударственными некоммерческими организациями. Организации инвалидного спорта, значительная доля команд, представляющие игровые виды спорта, имеют форму некоммерческих негосударственных организаций.
Коммерческие организации представлены юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области профессионального спорта, платных физкультурно-оздоровительных услуг (фитнес-центры, фитнесклубы), дорогостоящих спортивных услуг для ограниченного круга пользователей, организациями, осуществляющими эксплуатацию и коммерческое использование ряда спортивных сооружений, в том числе с городской долей собственности.
Можно без преувеличения констатировать, что в настоящее время основной объем физкультурной и спортивно-оздоровительной работы в г.Москве выполняется силами негосударственных и, в первую очередь, некоммерческих организаций. При этом существующие в настоящее время возможности некоммерческих спортивных организаций по самофинансированию, включающие плату за предоставляемые населению услуги и спонсорские взносы организаций и частных лиц, не превышают 50% от минимально необходимой суммы финансирования нынешнего объема спортивной работы.
По результатам исследований экспертных групп, наиболее острыми проблемами развития спортивных организаций являются: недостаточное материально-техническое обеспечение, недостаточное финансовое обеспечение спортивных организаций и недостаточно эффективное управление спортивными организациями. Восемьдесят восемь процентов экспертов оценили финансовое состояние московских спортивных организаций как тревожное или критическое. Восемьдесят три процента оценили как тревожное или критическое состояние материально-технической базы спортивных организаций (результаты исследования см. рис.1). Необходимо отметить, что проведенные исследования относятся к относительно благоприятному периоду 2000-2001 годам, когда часть недостающих средств покрывалась за счет целевых поступлений от льгот по налогу на прибыль и целевых средств префектур административных округов города Москвы. Начиная с 2002 года, в связи с отменой льгот по налогу на прибыль, в совокупном бюджете спортивной отрасли образовался дефицит финансирования спортивных организаций (ориентировочная величина дефицита по текущей спортивной деятельности с учетом расширения работы на перспективу достигает одного миллиарда рублей без учета нового строительства). Таким образом, отсутствие дополнительного финансирования спортивной и физкультурно-массовой работы в текущем и ближайших годах приведет к ликвидации или значительному сокращению массовой работы с населением, срыву тренировочного процесса, невозможности участия московских спортсменов в ряде запланированных соревнований, окончательной утере всего сохраненного и вновь накопленного багажа физкультурно-массовой и спортивной работы.
Настоящая программа поддержки некоммерческих организаций направлена на предотвращение свертывания физкультурной и спортивной работы в городе. Программа направлена на создание условий устойчивого и контролируемого развития спортивных организаций и закладывает основы их дальнейшей самоокупаемости.