Недействующий

О среднесрочной городской целевой программе "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)" (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 07.02.2017 N 37-ПП)

I. Общие положения


Среднесрочная городская целевая программа "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)" сформирована в развитие и на базе Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)", ставшей важным фактором в жизни столичного мегаполиса.

На рубеже XX и XXI веков исполнилось 10 лет становлению современной идеи культуры мира, воплотившей чаяния лучших представителей человеческого рода.

Москва в числе первых откликнулась на инициативу, проявленную международным сообществом в деле выработки наиболее эффективной стратегии перехода в новое тысячелетие.

Итоги реализации Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" свидетельствуют, что идеалы культуры мира и ненасилия стали неотъемлемой частью ее жизни, а идеи культуры мира - важным средством преодоления кризиса, постигшего российское общество в последнее десятилетие XX века, выхода на устойчивое и безопасное развитие, воспитания жителей столицы в духе мира, прав человека, демократии, в интересах достижения согласия и взаимопонимания.

Практическая значимость Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" - в интеграции других программ, что помогает управленческим и общественным структурам осознавать масштабы и эффективность предпринимаемых усилий, оценивать результаты своей деятельности по более высоким критериям.

Участие в реализации Федеральной программы толерантности - качественная ступень развития мирокультурного потенциала московского мегаполиса, заложенного Комплексной городской программой.

1.1. Социальные, нравственные и мировоззренческие основы Программы


Программа базируется на сложившихся в столице основах мирокультурного строительства.

В этой связи важно отметить, что идеи культуры мира пришли в Россию, Москву в трудное время, когда российское общество, утратив прежние социальные завоевания, духовно-нравственные принципы и мировоззренческие ориентиры, не обрело новых. Точнее, эти идеи вернулись в Россию, так как формирование нравственных принципов ненасилия и мира, стремление к мироустройству на этих принципах - традиция российского общества. Речь идет об исконных отечественных ценностях, освобожденных от идеологического диктата и политической целесообразности.

Сегодня нужна философия культуры мира, как основа мирокультурного мировоззренческого потенциала, способного активно воздействовать на сознание граждан. Принятая ООН Декларация о культуре мира нацеливает на преобразование ценностных установок, мировоззренческих взглядов и различных типов поведения. Потому необходима система мирокультурных знаний, способных успешно решать эти сложные и важные задачи человеческого бытия. Речь идет о знаниях, накопленных мировым человеческим опытом, что особенно важно в условиях глобализации.

Мирокультурные социальные, нравственные и мировоззренческие основы - надежная предпосылка эффективности программы достижения толерантности.

1.2. Содержание проблемы


В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной и поликонфессиональной России и ее столицы особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно это проявилось на Северном Кавказе, в виде вспышек ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Москва также не избежала этих проявлений.

Проявления экстремизма в своих крайних формах находят выражение в терроризме, который усиливает деструктивные процессы в обществе, сеет насилие. Глобальный характер проблема толерантности приобрела в связи с террористическими актами 11 сентября 2001 года в США, 23 октября 2002 года в Москве. За свои 855 лет Москва многократно сталкивалась с насилием, в том числе на рубеже XX и XXI веков с его террористическим обличием. Взрывы жилых домов в столице активизировали потребность в толерантности как противоядии от экстремизма и терроризма.

Координацию выполнения мероприятий антиэкстремистской направленности осуществляет Межведомственная антитеррористическая комиссия города Москвы.

Толерантность - центральное понятие всей проблематики культуры мира и проводимых в ее рамках международных и национальных акций, осуществляемых технологий. Толерантность выступает здесь как обобщенный показатель эффективности мирокультурного строительства.

Для устойчивого развития необходимо формировать устойчивое общественное поведение граждан, которое во многом зависит от уровня их толерантности. Структура данного понятия может включать толерантность индивида, коллективную толерантность на производстве и в коммерции, семейную толерантность, групповую толерантность в спорте. Она может носить "отраслевой" характер (толерантность как антидедовщина в армии, толерантность в правоохранительных органах), возрастные параметры (толерантность среди детей, подростков, молодежи, пожилых людей).

1.3. Обоснование решения проблемы программными методами


Вступление человечества в XXI век ознаменовалось ростом насилия в различных регионах планеты, распространением международного терроризма. Налицо разрыв между идеями, идеалами и принципами, провозглашенными в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о культуре мира, и реальными процессами, иллюстрирующими живучесть насилия как средства достижения политических, национальных, экономических и иных целей. Среди новых опасных угроз миру - распространение экстремизма, угрожающего устойчивому и безопасному человеческому развитию. Главное препятствие на пути культуры мира и ненасилия - мировоззренческий экстремизм в различных своих формах. Без его устранения идеалы культуры мира недостижимы.

Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости:

- ускоренного развития нормативно-методологической базы, технологического потенциала общественных и государственных институтов, обеспечивающих формирование толерантности;

- разработки действенных мер и механизмов внедрения противодействия экстремизму в социальную практику норм толерантного поведения;

- взаимодействия со средствами массовой информации и оказания им поддержки, прежде всего в переориентации с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов;

- использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов;