Объемы жилищного строительства в г.Москве составляют более 4 млн.кв.м в год, из которых 1,3 млн.кв.м направляется на выполнение социальных программ - обеспечение жилой площадью граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (очередников), и переселения жителей по различным основаниям.
Ежегодно в городе улучшают жилищные условия 60-70 тыс. московских семей, в том числе более 25 тыс. семей - в соответствии с различными социальными программами.
Непрерывно увеличиваются объемы бюджетных ассигнований, выделяемых для предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилища. Если в 2001 году было выделено около 650,0 млн.руб., за счет которых 1649 московских семей приобрели 99,4 тыс.кв.метров общей площади, вложив при этом 473,7 млн. рублей собственных средств, то в бюджете 2002 года на указанные цели запланировано более 1,1 млрд. рублей.
Однако, несмотря на то, что город поддерживает и наращивает объемы жилищного строительства и объемы жилой площади, направляемой на реализацию различных программ по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, количество признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий не уменьшается.
На начало 2002 года количество очередников по месту жительства на улучшение жилищных условий по договорам найма составляло около 190 тыс. семей, в которых проживают около 640 тыс. человек. Среди них около 19,5 тыс. молодых семей.
За год среди получающих жилье по программам обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также среди переселяемых по различным основаниям насчитывается от 1,5 до 2 тыс. молодых семей. Более 3 тыс. молодых семей становятся очередниками на улучшение жилищных условий по месту жительства.
На начало 2002 года из 19,5 тыс. молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма:
- около 3,7 тыс. (19%) составляющие семьи, вставшие на учет до 1990 года включительно (в том числе около 600 семей с 1982 по 1983 год), 2,5 тыс. (13%) - с 1991 по 1997 год и более 13 тыс. (68%) - находящиеся в очереди не более 4 лет;
- 11,2 тыс. (57%) являются очередниками на общих основаниях, т.е. не имеют льгот, более 600 семей - работники образования, медицины и правоохранительных органов;
- около 1 тыс. (5%) семей не имеют детей, более 15 тыс. (79%) имеют одного ребенка, около 2,7 тыс. (14%) семей имеют 2 детей и около 350 семей - 3 детей и более.
В январе-феврале 2002 года был проведен специальный социологический опрос молодых семей, в том числе очередников по месту жительства, анализ данных показал следующее:
- более 70% опрошенных намерены активно решать свой жилищный вопрос;
- около 60% очередников и 18% неочередников связывают проблему рождения первого ребенка с необходимостью улучшения жилищных условий;
- более 70% очередников и около 20% неочередников надеются на получение жилья из жилищного фонда города;
- при возможной покупке жилья до 60% очередников и 22% неочередников надеются на государственную субсидию, от 10% до 20% - на собственные средства, средства родителей (родственников) и средства от продажи имущества, около 10% - рассчитывают на средства организаций-работодателей и менее 5% в качестве источника средств называют ипотечные кредиты;
- менее 10% неочередников предполагают приобретение жилья по рыночной стоимости.
Общее количество молодых семей в Москве непрерывно возрастает. По данным ЗАГСа г.Москвы за последние 5 лет их количество почти удвоилось. Следовательно, проблема обеспечения молодых семей отдельным жильем становится все более острой.
Анализ результатов социологического опроса и реакция москвичей на сообщения в средствах массовой информации о принятии Концепции Московской целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" подтвердили актуальность данной проблемы.
Цель и задачи Программы
Цель Программы заключается в улучшении жилищных условий молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы и городской программой "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы.
Цель достигается решением следующих основных задач:
- оценка реальных потребностей молодых семей в улучшении жилищных условий;
- определение возможностей молодых семей по улучшению жилищных условий и степени их поддержки со стороны города;
- разработка и реализация способов бюджетной, небюджетной и организационной поддержки городом молодых семей при решении ими жилищной проблемы с учетом степени нуждаемости в улучшении жилищных условий, уровня материального достатка, наличия и количества детей, работы в бюджетных организациях города и организациях городского хозяйства, других факторов;
- разработка и формирование системы, включающей социальные и рыночные механизмы решения жилищной проблемы молодых семей;
- строительство в необходимых объемах жилой площади.
Количество молодых семей, улучшающих
жилищные условия в рамках реализации Программы