Основными задачами Департамента являются:
2.1. Осуществление государственной политики и политики города Москвы в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда, с учетом региональной специфики столичного образования.
2.2. Общее руководство отраслью и координация деятельности всех структур системы образования.
2.3. Разработка и утверждение региональных требований к содержанию образования, учебным планам и программам.
2.4. Создание условий для реализации дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.
2.5. Координация деятельности сферы общего среднего, профессионального и послевузовского образования.
2.6. Поддержка различных форм образования и самообразования.
2.7. Государственная оценка качества образовательного процесса в государственных и негосударственных образовательных организациях; государственная аккредитация образовательных учреждений и лицензирование образовательной деятельности.
2.8. Организация деятельности образовательных учреждений по воспитанию у обучающихся, воспитанников чувств патриотизма, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2.9. Поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных организаций.
2.10. Реализация единой политики в области внедрения новых педагогических и информационных технологий.
2.11. Поддержка развития негосударственного сектора в системе образования.
2.12. Реализация государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания.
2.13. Организация системы работы с одаренными детьми, адресной социально-педагогической поддержки детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению.
2.14. Организация системы работы с детьми, подростками с отклоняющимися формами поведения и недостатками умственного и физического развития.
2.15. Реализация кадровой политики в сфере образования; организация подготовки, повышения квалификации, аттестации педагогических и руководящих работников; социальная поддержка работников отрасли.
2.16. Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования в городе Москве.
2.17. Выработка стратегической политики развития сферы образования города, осуществление перспективного планирования материально-технического развития отрасли, координация строительства, реконструкции и капитального ремонта образовательных учреждений и осуществление контроля за развитием их материальной базы.
2.18. Развитие международного, внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества в области образования.