(с изменениями на 15 ноября 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 30 сентября 2008 года N 877-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2005 года N 905-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 67, 28.11.2005).
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 16 июля 2002 года N 563-ПП "О реорганизации Московского комитета образования" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Положение о Департаменте образования города Москвы (приложение).
2. Руководителю Департамента образования города Москвы Кезиной Л.П. в срок до 1 ноября 2002 года осуществить организационные мероприятия по приведению структуры окружных управлений образования Московского комитета образования в соответствие с Положением о Департаменте образования города Москвы (п.1), а также мероприятия по изменению наименований учреждений и организаций системы Московского комитета образования в связи с его реорганизацией в Департамент образования города Москвы.
3. Считать утратившим силу распоряжение Мэра Москвы от 6 февраля 2001 года N 87-РМ "Об утверждении Положения о Московском комитете образования".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте образования города Москвы
(с изменениями на 15 ноября 2005 года)
1.1. Настоящее Положение в соответствии с Уставом города Москвы и постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 года N 563-ПП "О реорганизации Московского комитета образования" определяет правовое положение Департамента образования города Москвы.
Департамент образования города Москвы (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, осуществляющим государственную политику в сфере образования: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования и обеспечивающим условия для реализации конституционных прав граждан на получение образования.
Департамент является правопреемником Московского комитета образования.
1.2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы и другими актами Московской городской Думы, постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы, указами и распоряжениями Мэра Москвы, настоящим Положением.
1.3. На территориях административных округов создаются территориальные подразделения Департамента - окружные управления образования, обладающие правами юридического лица. В своей деятельности окружные управления образования руководствуются федеральным законодательством, законодательством города Москвы и положениями о них, утверждаемыми руководителем Департамента, имеют бланки и печати с изображением герба города Москвы (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 15 ноября 2005 года N 905-ПП - см. предыдущую редакцию).
1.4. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
1.5. Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в учреждениях банков и органах казначейства города Москвы, имеет печати с изображением герба города Москвы и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки, иные реквизиты.
Финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается Департаменту в оперативное управление.
Информационное, документационное, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Департамента, социально-бытовое обслуживание его сотрудников осуществляется Аппаратом Правительства Москвы, Управлением делами Правительства Москвы.
1.6. Место нахождения Департамента - 105318, Москва, Семеновская пл., д.4.
Основными задачами Департамента являются:
2.1. Осуществление государственной политики и политики города Москвы в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда, с учетом региональной специфики столичного образования.
2.2. Общее руководство отраслью и координация деятельности всех структур системы образования.
2.3. Разработка и утверждение региональных требований к содержанию образования, учебным планам и программам.
2.4. Создание условий для реализации дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.
2.5. Координация деятельности сферы общего среднего, профессионального и послевузовского образования.
2.6. Поддержка различных форм образования и самообразования.
2.7. Государственная оценка качества образовательного процесса в государственных и негосударственных образовательных организациях; государственная аккредитация образовательных учреждений и лицензирование образовательной деятельности.
2.8. Организация деятельности образовательных учреждений по воспитанию у обучающихся, воспитанников чувств патриотизма, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2.9. Поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных организаций.
2.10. Реализация единой политики в области внедрения новых педагогических и информационных технологий.
2.11. Поддержка развития негосударственного сектора в системе образования.
2.12. Реализация государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания.
2.13. Организация системы работы с одаренными детьми, адресной социально-педагогической поддержки детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению.
2.14. Организация системы работы с детьми, подростками с отклоняющимися формами поведения и недостатками умственного и физического развития.
2.15. Реализация кадровой политики в сфере образования; организация подготовки, повышения квалификации, аттестации педагогических и руководящих работников; социальная поддержка работников отрасли.
2.16. Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования в городе Москве.
2.17. Выработка стратегической политики развития сферы образования города, осуществление перспективного планирования материально-технического развития отрасли, координация строительства, реконструкции и капитального ремонта образовательных учреждений и осуществление контроля за развитием их материальной базы.
2.18. Развитие международного, внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества в области образования.
3.1. Разрабатывает и реализует городские целевые программы в области образования с учетом национальных, социально-экономических, этнических, культурных, демографических и других особенностей региона, в том числе на межведомственной основе; выполняет функции городского заказчика по разработке и реализации указанных программ.
3.2. Разрабатывает проекты законов и иных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в области образования, вносит указанные проекты и иные предложения по вопросам, относящимся к ведению Департамента, на рассмотрение соответствующих органов государственной власти города и должностных лиц, готовит заключения на проекты правовых актов, разработанных другими органами исполнительной власти города в области образования.
3.3. Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией федерального законодательства и законодательства города Москвы в области образования.
3.4. Представляет интересы Москвы как субъекта Российской Федерации по вопросам образования на федеральном и международном уровнях.
3.5. Осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования города Москвы, определяет задачи и приоритеты с учетом социокультурных особенностей.
3.6. Разрабатывает региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов, контролирует исполнение государственных образовательных стандартов в системе образования, создает условия для их реализации.
3.7. Устанавливает порядок приема граждан в учреждения дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования.
3.8. Ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Департамента образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, а также определяет структуру приема в образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования в пределах контрольных цифр, установленных Правительством Москвы.
3.9. Формирует городской заказ образовательных услуг на основе запросов отраслей городского хозяйства и анализа предложений населения и учащейся молодежи.
3.10. Разрабатывает и осуществляет совместно с иными органами исполнительной власти и общественными организациями комплекс мер по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и незанятого населения, разрабатывает и реализует комплексную программу подготовки кадров для городского хозяйства.
3.11. Осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию государственных и негосударственных образовательных учреждений и организаций в соответствии с федеральным законодательством. Осуществляет контроль за соблюдением образовательными учреждениями независимо от их организационно-правовых форм условий, предусмотренных лицензией.
3.12. Организует работу по проведению аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, работников Департамента и окружных управлений образования, а также других учреждений и организаций, входящих в систему Департамента.
3.13. Контролирует и анализирует деятельность окружных управлений образования, образовательных учреждений и организаций, входящих в систему Департамента.
3.14. Осуществляет непосредственное руководство образовательными учреждениями и организациями городского подчинения.
3.15. Оказывает содействие негосударственным образовательным организациям в их образовательной деятельности и координации ее с федеральной политикой и политикой города Москвы в сфере образования.
3.16. Обеспечивает руководство научно-методической работой, совершенствование и повышение эффективности деятельности осуществляющих ее структур.
3.17. Способствует совместно с научно-педагогической общественностью и научно-методическими организациями города внедрению достижений науки, отечественного и зарубежного опыта.
3.18. Осуществляет информационное обеспечение образовательных учреждений, экспертизу педагогических новаций, организует разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин; организует издание учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих реализацию регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов.
3.19. Развивает и координирует связи между городскими научными организациями и высшими учебными заведениями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
3.20. Разрабатывает основные направления международного сотрудничества образовательных учреждений города Москвы, организует изучение международного опыта и профессиональные обмены с зарубежными партнерами, реализует в пределах своей компетенции международные программы и проекты в сфере образования.
3.21. Организует проведение научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в системе образования.
3.22. Взаимодействует с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы, Военным комиссариатом города Москвы, Управлением ГИБДД ГУВД г.Москвы и другими органами исполнительной власти города в области военно-патриотического воспитания и обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся, воспитанников.
3.23. Оказывает содействие семье по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка, в консультировании родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и профессиональному самоопределению детей, разборе и анализе конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде.
3.24. Обеспечивает государственные гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей.
3.25. Организует формы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграцию дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования.
3.26. Участвует в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствует их привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
3.27. Осуществляет мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем объединения усилий заинтересованных ведомств, для чего:
- принимает меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа); образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;
- участвует в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
- ведет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
- разрабатывает и внедряет в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- создает психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.
3.28. Разрабатывает и реализует меры, направленные на охрану здоровья и труда работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений всех типов и видов; разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников системы образования, а также по их социальной защите (жилье, медобслуживание и др.).