Законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации с учетом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Действующая редакция статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации отражает распределение налога на прибыль между бюджетами, характерное для отдельно расположенных населенных пунктов в пределах одного субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем такой подход совершенно не учитывает внутригородского типа самоуправления, характерного для крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, и не позволяет им реализовать свое право на самостоятельное определение предметов ведения, объектов муниципальной собственности и источников доходов местных бюджетов, закрепленное за указанными городами Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Реализация установленного статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации порядка зачисления налога на прибыль в городах Москве и Санкт-Петербурге в условиях крайне неравномерного распределения на их территориях налогоплательщиков, особенно крупных, приведет к тому, что ряд муниципальных образований совершенно необоснованно будет иметь сверхдоходы, в то время как остальные - значительный дефицит средств для формирования своих бюджетов. При этом наименьший уровень доходов будут иметь районы, в которых сконцентрирована значительная часть жилого массива городов.
Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлен особый порядок зачисления сумм налога на прибыль в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, согласно которому в 2002 году размер налога на прибыль, зачисляемого в местные бюджеты муниципальных образований, расположенных на их территориях, определяется законодательными (представительными) органами указанных субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается закрепление данной нормы закона о бюджете в Налоговом кодексе Российской Федерации на долговременной основе.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит региональным властям в пределах региональной ставки самостоятельно определять процентную долю налога на прибыль, подлежащую зачислению в местные бюджеты, исходя из принципа соблюдения сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов.