Современный "русский мир", ядро которого в странах "ближнего" и "дальнего" Зарубежья составляет российская диаспора, остается совокупностью слабо связанных между собой, потенциально разных (не только в силу региональных, но и социальных и идеологических отличий) групп, духовно отождествляющих себя с Россией и русским народом. Консолидация диаспоры предполагает выбор "опорных точек" и создание сети экономических, информационных и культурных связей, позволяющих создать единое пространство внутри диаспоры, реализовать ее потенциал, укрепить позиции России и Москвы в экономической и культурной жизни стран проживания соотечественников.
Для реализации данной модели необходимо определить возможности самой диаспоры и роль Москвы в оптимизации и использовании этого потенциала.
Положение русского населения в ряде стран ближнего Зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений России с данными государствами. Русские в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры; существенно ограничены для представителей нетитульных национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на родном языке, сохранение этнокультурной самобытности.
В то же время существуют ресурсы, способные оптимизировать взаимодействие России, в том числе и Москвы, как крупнейшего субъекта, с зарубежной диаспорой.
За прошедшие 10 лет в диаспоре ближнего Зарубежья произошли качественные изменения и оценивать ее только как объект патронажа уже неоправданно. Сформировалась социально адаптированная часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом желающая сохранить духовные и культурные связи с Россией. При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном, информационном сотрудничестве с организациями и предприятиями Москвы, мы получим не только мощный инструмент реализации российских интересов, но и сформируем внутренний фактор финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.
Другим незадействованным ресурсом является диаспора стран дальнего Зарубежья. По неофициальным данным в настоящее время российская диаспора стран "дальнего" (или традиционного) Зарубежья насчитывает свыше 10 млн.человек. Дать точную количественную оценку крайне затруднительно. Не случайно западные исследователи отмечают, что "русский народ почти неуловим при статистическом методе изучения". Во-первых, далеко не все выходцы из бывшей Российской империи и из СССР и их потомки, считающие себя россиянами, по своему этническому происхождению русские. Еще в 1913 году в зарубежных странах проживало 25 млн. бывших подданных Российской империи, из них - лишь 6 млн.русских. Тем не менее, далеко не все относили себя к польской, еврейской, украинской либо армянской общинам, а продолжали считать себя россиянами. В принципе такое положение сохраняется и теперь. Во-вторых, часть эмиграции разных лет ассимилировалась и не стремится поддерживать этнокультурные связи с Россией. Это, однако, не означает, что последующие поколения не захотят возобновить контакты с исторической Родиной. Подобная "реассимиляция" - явление не редкое, особенно для третьего, четвертого и последующих поколений эмиграции.
Русская эмиграция дальнего Зарубежья в целом позитивно относится к России и готова оказывать содействие становлению диаспоры ближнего Зарубежья, а также реформированию России, что в наибольшей степени проявляется в Москве. В частности российская диаспора традиционного Зарубежья могла бы стать важным фактором поддержки соотечественников в странах СНГ и Балтии (в т.ч. в сфере передачи опыта этнокультурного выживания в инонациональной среде). Тем более, что эта часть российского Зарубежья за более чем вековой период своего существования имеет богатейшую практику сохранения этнокультурной идентичности, русского языка и культуры, участия в политической жизни стран проживания, а также борьбы за социальную адаптацию и сохранение гражданских прав.
Существующая разорванность информационных, культурных, межобщинных связей между "старой" и "новой" диаспорой лишает ее внутренних источников поддержки и воспроизводства. Приоритетная задача деятельности Правительства Москвы и залог эффективности этой деятельности - создание единой информационной системы, способной обеспечить взаимодействие между различными слоями и категориями диаспоры, преодолеть ее региональную расколотость. Такая информационная система также может стать основой для мониторинга происходящих в российской диаспоре процессов.
Приоритетной задачей является и создание эффективной системы взаимодействия с различными категориями зарубежной диаспоры, для чего эти категории необходимо структурировать, взяв за основу социальные характеристики.
Еще одной приоритетной задачей должна стать активизация усилий по укреплению и развитию образования на русском языке, места и роли русского языка и культуры в целом.
Приоритетной задачей является также учет специфики российской диаспоры - отсутствие молодежных организаций, в т.ч. на региональном уровне; женского движения; русских бизнес-клубов (и, как следствие, практическое отсутствие такого явления как внутридиаспоральный капитал); нет также дееспособных профессиональных объединений, межпарламентских ассоциаций и групп. Опыт зарубежных государств показывает, что наиболее эффективным является выстраивание работы с диаспорой не только по страновому, но и по "стратовому" признаку, предполагающему консолидацию социально значимых слоев диаспоры, выступающих в качестве опорных точек работы с соотечественниками (например, уже имеющийся опыт работы с ассоциациями учителей школ с русским языком обучения).
Модель взаимодействия Москвы с зарубежной диаспорой носит двусторонний, взаимовыгодный характер, что позволяет использовать потенциал Москвы как для реализации "патерналистской" политики в отношении тех категорий соотечественников, которые нуждаются в защите и покровительстве, так и для налаживания связей хозяйствующих субъектов Москвы с деловыми кругами российского Зарубежья, что позволит привлечь возможности той части диаспоры, чей потенциал достаточен для разработки и осуществления четкой и эффективной системы экономического и культурного сотрудничества, основанной на взаимных интересах сторон, что является еще одной приоритетной задачей.
Основами реализации Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы являются:
- мероприятия, проводимые Правительством Москвы, которые должны иметь конкретного адресата и действенную систему оценки эффективности затрат;
- организация мероприятий в сфере поддержки и сотрудничества с объединениями и организациями российских соотечественников должна быть в максимальной мере направлена на стимулирование их инициативной деятельности, что позволит перейти на режим самообеспечения. Именно такому направлению следует обеспечивать приоритет при решении вопроса о финансировании конкретных проектов;
- осуществление приоритетной поддержки социально активных слоев соотечественников, а также молодежи, которая будет обеспечивать воспроизводство российской диаспоры, что явится фактором сохранения российского информационного и культурного пространства;
- оказание помощи социально незащищенным слоям населения российского Зарубежья, ветеранам войны и труда;
- в основе деятельности по организации поддержки соотечественников должен лежать научно-обоснованный подход, предполагающий качественный мониторинг ситуации, применение эффективных политических технологий, использование прогнозтических методик для определения наиболее перспективных механизмов реализации выбранных направлений деятельности. Для определения эффективности выбранной модели следует предусмотреть ряд пилотных проектов (особенно в экономической сфере);
- деятельность Правительства Москвы по поддержке соотечественников является составной частью формирования имиджа столицы как главного культурного и экономического центра "русского мира" и должна сопровождаться соответствующей информационной поддержкой. Реализация мероприятий Программы в зарубежных странах осуществляется в рамках законодательства этих государств и общепринятой мировой практики.