Настоящая Программа построена на основе обобщения и анализа предшествующего опыта Правительства Москвы по оказанию помощи соотечественникам. Развитие деятельности по этому направлению потребовало нового уровня координации всех подразделений Правительства Москвы, разработки перспективных планов, включения в бюджет города специальной статьи в разделе "Прочие расходы" для финансирования мероприятий по поддержке соотечественников и сотрудничеству с ними.
Разработка среднесрочной Программы - необходимый этап в планировании долгосрочной, рассчитанной на многие годы деятельности Москвы по содействию зарубежным соотечественникам в гуманитарных, правовых, организационных вопросах, по вовлечению их в сферу многостороннего сотрудничества Москвы с государствами проживания как посредников и активных действующих лиц.
Программа определяет основы деятельности Правительства Москвы как субъекта Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и представляет собой систему принципов и приоритетов, направленных на решение стратегической задачи собирания и укрепления "русского мира" как социокультурного феномена путем подключения потенциала Москвы к созданию эффективной системы взаимодействия государственных, общественных структур и хозяйствующих субъектов столицы с российской диаспорой ближнего и дальнего Зарубежья.
Понятие "русский мир" включает в себя все слои русскоговорящих и ориентированных на русскую культуру людей и выходит далеко за этнические рамки. "Русский мир" порожден сложной российской историей, когда мощными волнами эмиграции были вынесены за рубежи страны многие миллионы подданных Российской Империи, а потом граждан Советского Союза. "Русский мир" объединяет все слои российской диаспоры нового и традиционного Зарубежья, имеет не территориальный или политический характер, но отражает духовное и культурное родство людей.
В основе Программы - подход к российской диаспоре как к важнейшему демографическому, интеллектуальному и социокультурному ресурсу России, способному стать весомым фактором проведения российской внешней политики, развития экономических связей с зарубежными странами и решения внутренних проблем за счет привлечения потенциала диаспоры. Реализация потенциала диаспоры невозможна без создания условий для ее сохранения и развития. Особое внимание должно быть уделено становлению и активизации внутренних механизмов воспроизводства российской диаспоры (организационных, финансово-экономических, демографических); совершенствованию имеющихся и созданию новых, более эффективных инструментов поддержки зарубежных соотечественников.
Зарубежные соотечественники - те, на кого направлено действие данной Программы, - составляют круг лиц, постоянно проживающих за пределами России. В их числе - граждане Российской Федерации, а также лица без гражданства и иностранные граждане, связанные с Россией историческими, этническими, культурными и духовными узами, стремящиеся сохранить свою культурную самобытность и испытывающие потребность в поддержании связей с исторической Родиной. В целом, "русский мир" по своей сути объединяет все слои российской диаспоры "ближнего" и "дальнего" Зарубежья, ориентирует диаспору на реализацию внутренних ресурсов развития при поддержке и интересе со стороны Российской Федерации. России - это дает реальный шанс увеличить свои возможности на зарубежной арене и продемонстрировать позитивный потенциал "русского мира", готового к диалогу с государствами и этнокультурными "мирами".
Программа основана на базовых принципах и подходах, сформулированных в решениях законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Первостепенное значение имеют такие основополагающие документы, как Программа государственной политики Российской Федерации по поддержке зарубежных соотечественников, Федеральный закон Российской Федерации "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", постановление Правительства Москвы от 18.09.2001 N 844-ПП "Об основных направлениях по поддержке соотечественников за рубежом".
В Программе отражены положения и идеи, изложенные в выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, 11 октября 2001 года, в котором обозначены три основные модели политики в отношении зарубежных соотечественников (репатриационная, патерналистская, прагматическая) и особо подчеркнуто, что соотечественники - это категория "далеко не юридическая", а "понятие русский мир испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса". Основополагающее значение имеет указание Президента Российской Федерации В.В.Путина реализовать в отношении российских соотечественников "благородные и вполне достижимые задачи: сохранить национальную культуру, помочь отстоять права человека, защитить от дискриминации".
Положения, высказанные Президентом Российской Федерации, были конкретизированы применительно к интересам и возможностям Москвы в докладе на Конгрессе Мэра Москвы Ю.М.Лужкова, особо подчеркнувшего необходимость стимулировать создание сильных и влиятельных общин и объединений русскоязычного населения. Ю.М.Лужков также обратил особое внимание на то, что традиционное российское зарубежье представляет собой колоссальный резерв международного влияния России и Москвы, резерв их позитивного имиджа в мире. Мэр Москвы поддержал тезис, высказанный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: "сильная диаспора является условием сильной России".
Создание эффективно действующей модели и разветвленной инфраструктуры взаимодействия с различными слоями и категориями российской диаспоры даст возможность задействовать ее внутренние ресурсы и выявить резервы, позволяющие диаспоре обеспечить воспроизводство и стать серьезным субъектом "народной дипломатии", экономического и культурного сотрудничества - настоятельная необходимость сегодняшнего дня, имеющая перспективное значение для страны и ее будущего.
Деятельность Правительства Москвы по созданию и развитию эффективной модели взаимодействия с зарубежными соотечественниками в качестве стратегической цели является естественной составной частью государственной политики, направленной на "собирание" и структурирование зарубежного "русского мира". В то же время эта деятельность носит конкретный характер, учитывающий экономические, социальные, культурные и иные приоритеты, и возможности Москвы, ее государственных и общественных структур, хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских и информационных организаций.
Правительство Москвы выражает готовность использовать все возможные формы поддержки и сотрудничества с зарубежной российской диаспорой, ориентируясь на различные социальные, культурные и религиозные слои и группы, объединенные понятием "российские соотечественники".
В Программе нашли свое продолжение мероприятия по поддержке соотечественников, проводимые Правительством Москвы и неправительственными организациями столицы в предшествующий период.
За прошедшие годы Правительством Москвы проведена большая работа, прежде всего в области культуры и в сфере образования, сохранения и развития русского языка, обеспечения учебными пособиями, подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров русскоязычных школ, содействие в функционировании учебных заведений с преподаванием на русском языке.
В 2001 году школам с преподаванием на русском языке было отправлено 242,5 тыс. учебников на сумму более 3 млн. рублей. Прошли переподготовку 150 работников образования из стран ближнего Зарубежья. Продолжалось оказание материально-финансовой поддержки Черноморскому филиалу МГУ. Оказано материально-финансовое содействие становлению Института экономики и управления в Эстонии, Балтийского русского института в Латвии, его филиалов в Литве и Эстонии. В государствах Балтии реализуется программа "Стипендия Мэра Москвы", призванная содействовать сохранению высшего образования на русском языке в Прибалтике. Правительством Москвы проведен конкурс учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии, с вручением его лауреатам Пушкинских премий. При активной поддержке Правительства Москвы проведена Международная Ассамблея ректоров славянских университетов из Киева, Харькова, Минска, Белграда, Софии, Еревана, Бишкека и других городов. На средства Москвы приобретено здание в столице Латвии г.Риге для работы созданного там Московского культурно-делового центра, позволяющего на принципиально новом уровне организовать работу курсов по переподготовке учителей русских школ.
Во время своего рабочего визита Мэр Москвы открыл Русский культурный центр (РКЦ) в Симферополе. Приступили к работе филиалы культурного центра в Алуште, Армянске, Бахчисарае, Джанкое, Евпатории, Керчи, Красногвардейске, Феодосии, Ялте. В 2001 году РКЦ и его филиалами реализовано свыше 300 мероприятий, получивших широкий резонанс в Крыму и Москве. В 2001 году прошли дни культуры Москвы в Крыму, Казахстане (г.Астана), а в Москве состоялись дни культуры Киева, Аджарской автономной республики, дни Донбасса. Организованы и проведены гастроли в Москве Рижского театра русской драмы.
На празднование 60-летия битвы под Москвой были приглашены 65 ветеранов Великой Отечественной войны из стран СНГ и Балтии. Традиционно на новогодних праздниках в 2002 году в Москве побывали более 100 детей из наименее социально защищенных слоев наших соотечественников, проживающих за рубежом.
В 2002 году проведены: круглый стол "Зарубежная диаспора экономический потенциал России", совещание директоров школ с преподаванием на русском языке стран СНГ и Балтии, вручены стипендии Мэра Москвы в странах Балтии, создан Координационный Совет "Центра по оказанию правовой помощи соотечественникам" при МОГОФ "Россияне".
Для повышения эффективности мероприятий по поддержке российской диаспоры в Департаменте международных связей Правительства Москвы образован отдел по работе с соотечественниками за рубежом, создана Межведомственная комиссия по работе с соотечественниками, разработан и осуществляется План мероприятий на 2002 год. Данная среднесрочная Программа является важным этапом реализации долгосрочной стратегии Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом. Заложенные в ней мероприятия имеют внутреннюю динамику, собственные приоритеты и получат свое дальнейшее развитие на этапе 2006-2008 годов.