Концепция развития городской отрасли
кинематографии на период 2002-2005 годов
Цель разработки концепции
Основной задачей разработки настоящей концепции является определение стратегии государственного регулирования в области кинофикации и кинопроката с целью создания отраслевой государственной структуры, объединяющей городские кинотеатры и обладающей экономическими и правовыми рычагами контролирования и протекционизма, используемыми для воссоздания отечественной кинофикации.
В рамках решения поставленной задачи первоочередные стратегические направления определены постановлением Правительства Москвы от 22.01.2002 N 70-ПП "О первоочередных мерах по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства".
Указанным постановлением произведено структурное реформирование городской киносети, в результате которого создано отраслевое предприятие ГУП "Московское кино", объединяющее в своей структуре 41 кинотеатр города в статусе дочерних предприятий и 12 кинотеатров в статусе отделений (филиалов), 13 кинотеатров переданы в ведомственное подчинение префектов административных округов, 8 детских кинотеатров переведены в статус учреждений культуры, подведомственных Комитету по культуре, 15 кинотеатров, восстановленных инвесторами, реорганизуются путем присоединения к ГУП "Объединенная дирекция киносетей".
Представленная концепция объединяет в себе стратегию развития каждого из выделенных структурных образований с учетом их взаимопроникновения, взаимодействия и влияния на рентабельность и эффективность использования имущественного комплекса городской кинофикации в целом и поддержки национального кино.
Общая характеристика ситуации
Ситуацию в городской киносети в настоящее время целесообразно рассматривать не только с позиции эффективности использования государственных рычагов регулирования экономическими процессами жизнеобеспечения киноотрасли, но и с точки зрения влияния их на повышение рейтинга и социальной значимости национального кинематографа.
В связи с этим представленная концепция ориентирована не только на решение экономических проблем, связанных с необходимостью повышения рентабельности, и организацию эффективного функционирования городской киносети по отраслевому принципу, но и на решение ряда аспектов в отношении поддержки отечественного кинематографа.
На сегодняшний день посещаемость городских кинотеатров имеет тенденцию устойчивого роста, количество кинотеатров, в том числе и частных, отвечающим мировым стандартам стремительно увеличивается, также растет и кинопроизводство, и вместе с тем нельзя не отметить, что при этом московский рынок для национального кинематографа становится все менее доступным.
В конце 90-х годов в практике кинообслуживания населения Москвы произошли качественные сдвиги. Модернизация ряда кинотеатров частными инвесторами-арендаторами (кинофирмами) позволила осуществить в них кинообслуживание на уровне современных мировых стандартов. Определенная часть публики стала посещать эти кинотеатры, в них стало модно, "престижно" ходить. Наблюдается существенный рост доходов кинотеатров от профильной деятельности.
В настоящее время в Москве реконструировано 25 кинозалов, из которых 18 - за счет привлечения инвестиционных средств арендаторов, 7 - за счет доходов самих кинотеатров. Получен ценный практический опыт, требующий распространения и развития.
К сожалению, работа этих, прежде всего арендных, кинотеатров, ориентирована лишь на американский кинематограф. Сегодня в репертуаре кинотеатров 90% фильмов производства США, 4% других стран и лишь 6% отечественных фильмов.
Одновременно проведенные в конце 90-х годов социологические исследования показали, что в столице насчитывается около 5 миллионов потенциальных кинозрителей - готовых стать постоянными посетителями комфортабельных кинотеатров "нового образца" с модернизированной инфраструктурой и техникой, но при более доступных ценах. По опросам, большинство москвичей (85%) считает, что экраны заполнены низкокачественной американской кинопродукцией, а самыми любимыми фильмами называют знаменитые отечественные киноленты, сожалеют о почти полном отсутствии новых хороших отечественных лент.
Основными причинами сложившейся ситуации являются следующие:
- отсутствие продуманной протекционистской политики государства в отношении национального кино;
- непроработанность нормативно-правовой базы реализации авторских прав;
- недостаточное количество выпускаемых кинолент;
- неконкурентоспособность национальных кинофильмов.
Москва - уникальный по своим ресурсам мегаполис, имеющий возможность в отношении отечественного кино не только финансировать кинопроизводство, что на протяжении последних лет происходит во все большем объеме, но и заставить работать механизм воспроизводства, т.е. кинопрокат и кинотеатры.
При этом значительное количество активов кинофикации и кинопроката, принадлежащих на правах собственности городу и существующих в виде разрозненных, работающих в автономном режиме кинопредприятий, демонополизация, децентрализация и хаотичные рыночные преобразования в переходный период, - все это резко ослабило системную целостность и ликвидировало отраслевой высокорентабельный механизм функционирования городской киносети.
К настоящему времени распад системных связей привел к дезинтеграции трех звеньев единой кинематографической цепи - киностудий, прокатных организаций и кинотеатров.
В этой связи в качестве первых шагов по восстановлению отраслевого принципа функционирования городской киносети руководством города выпущено постановление Правительства Москвы от 22.01.2002 N 70-ПП "О первоочередных мерах по воссозданию московской кинематографии как отрасли городского хозяйства".
Данным постановлением предусмотрена реструктуризация киносети города и создание на базе имущественного комплекса 53 кинотеатров города государственной киносети с головным предприятием ГУП "Московское кино" как единого комплекса предприятий с ведомственной вертикалью управления, подконтрольной городской исполнительной власти.
Таким образом, дан старт созданию отраслевой государственной структуры, объединяющей городские кинотеатры и обладающей экономическими и правовыми рычагами для регулирования и протекционизма в целях воссоздания отечественного кинопоказа и обеспечения его доступности для широких слоев населения.
Этим же постановлением 13 кинотеатров города переводятся в ведомственное подчинение префектов административных округов.
Постановлением предусмотрено преобразование детских кинотеатров-предприятий в государственные учреждения культуры города Москвы, подведомственных Комитету по культуре и финансируемых за счет средств, выделяемых Комитету на содержание подведомственных организаций. Данная реорганизация даст устойчивую экономическую основу жизнедеятельности детских кинотеатров и позволит им сохранить предельно низкую стоимость кинобилетов и услуг инфраструктуры.