2.1. Установка (система) для улавливания паров моторного топлива - совокупность оборудования, аппаратуры, предназначенных для улавливания паров моторного топлива, от резервуаров, топливораздаточных колонок (ТРК) автозаправочной станции, рекуперации их непосредственно на АЗС или вывоз паров моторного топлива в емкостях автоцистерн на наливные станции для дальнейшей рекуперации.
2.2. Аппарат установки для улавливания паров моторного топлива - основной элемент установки, в котором непосредственно осуществляется избирательный процесс извлечения паров моторного топлива из потока отходящего из резервуара загрязненного воздуха, их накапливание и рекуперация паров в резервуар.
2.3. Система для улавливания и отвода паров моторного топлива в емкость бензовоза - включает в себя оборудование автозаправочной станции, предназначенное для отвода паров моторного топлива в цистерну бензовоза.
2.4. Неэффективная установка для улавливания паров моторного топлива - установка, фактические показатели работы которой не соответствуют паспортным показателям.
2.5. Неисправная установка - установка, не обеспечивающая паспортную степень улавливания паров моторного топлива из-за повреждений аппарата, оборудования, не герметичности оборудования, неисправности контрольно-измерительных и регулирующих устройств, предусмотренных эксплуатационной документацией.
2.6. В состав установки может входить один или несколько расположенных последовательно или параллельно однотипных аппаратов, осуществляющих избирательный процесс извлечения паров моторного топлива, отходящих из резервуаров автозаправочной станции.
2.7. Вспомогательное оборудование - насосы, компрессоры, трубопроводы, запорная арматура, дыхательные клапаны, технические средства контроля, предназначенные для сбора, рекуперации или транспортирования паров моторного топлива, а также средства автоматики и прочее оборудование, необходимое для обеспечения надежной работы установки.
3. Общие требования к установкам (системам) для улавливания
и рекуперации паров бензина на АЗС
3.1. Установки (системы) должны обеспечивать улавливание паров моторного топлива и их возврат (в виде конденсата) в резервуары АЗС.
3.2. Аппараты (системы) для улавливания и рекуперации должны обеспечивать улавливание и рекуперацию всех выбросов паров моторного топлива на АЗС, а именно:
- "больших дыханий" в ходе слива топлива в резервуары АЗС с производительностью до 45 - 60м3/час;
- "малых дыханий" из резервуаров АЗС в ходе хранения топлива с производительностью до 2-6м3/час;
- выбросов паров моторного топлива из бензобаков автомобилей в ходе их заправки с производительностью 5-10м3/час.
3.3. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны обеспечивать надежность и бесперебойность работы с показателями соответствующими паспортным данным в пределах установленного срока службы в любых погодных условиях.
3.4. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны предусматривать возможность использования их на оборудовании стационарной, модульной станций.
3.5. Аппараты для улавливания паров моторного топлива должны позволять последовательное, параллельное или смешанное соединения, с условием размещения их для улавливания паров от резервуаров АЗС и от пистолетов топливно-раздаточных колонок.
3.6. Эффективность улавливания или отвода паров моторного топлива установками (системами) для улавливания и рекуперации паров моторного топлива должна быть не менее 85 - 90 % от общего количества загрязняющих веществ, поступающих из резервуаров.
3.7. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны соответствовать требованиям современного дизайна.
3.8. Допустимый уровень шума на рабочих местах установок для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива не должен превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003 - 83.
3.9. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны обеспечивать герметичность всех элементов оборудования, входящих в них.
3.10. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны обеспечивать соблюдение требований правил безопасной работы с горючими и взрывоопасными веществами.
3.11. Размещение и устройство электрооборудования установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива, контрольно - измерительной аппаратуры, заземления должны удовлетворять требованиям "Правил устройства электроустановок" (ПЭУ-86) и "Правил эксплуатации электроустановок потребителями" (ПЭЭП-92).
3.12. Система заземления установки (системы) должна отвечать требованиям ПЭУ и "Правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности".
3.13. Оборудование установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должно обеспечивать проведение всех видов технического обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации, без выполнения операций по реконструкции автозаправочной станции.
3.14. Оборудование установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должно монтироваться на АЗС как в период проведения строительства, реконструкции, так и в период выполнения операций профилактического ремонта.
3.15. Оборудование, на которое монтируется установка (система) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива, должно быть оснащено системами, предотвращающими воспламенение или возгорание паровоздушной смеси внутри технологического оборудования или снаружи самой установки.
3.16. Разрешается размещение установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива на автозаправочных станциях, на которых резервуары с одинаковым видом топлива оснащены общей газоуравнительной системой или линиями рециркуляции паров топлива. Требования к системам рециркуляции паров топлива из резервуара в автоцистерну и из топливного бака автомобиля в резервуар АЗС должны соответствовать "Нормам пожарной безопасности. Автозаправочные станции" (НПБ 111-98).
3.17. Эксплуатационные режимы и оптимальные показатели работы каждой установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны определяться паспортом и инструкцией по эксплуатации и обслуживанию.