Быстрое развитие и распространение современных средств телекоммуникации, компьютерной техники и новых компьютерных технологий в образовании является основной предпосылкой для создания новой формы обучения - дистанционной.
Цели и задачи дистанционного обучения в регионе определяются как экономическим, так и социальным факторами.
В качестве наиболее важного экономического фактора следует считать возможность снижения финансовых затрат на организацию регулярного обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, эффективное использование регионального педагогического потенциала, оперативное и при минимальных затратах распространение опыта и знаний субъектам образовательного процесса.
Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50 процентов дешевле традиционных методов образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного обучения показывает, что затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60 процентов от затрат на подготовку специалиста по очной форме.
Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет более высокой концентрации учебного материала, унификации его содержания, более эффективного использования технических средств и учебных площадей, увеличения числа обучающихся без дополнительных затрат.
В социальном отношении система дистанционного обучения позволяет уменьшить информационное и образовательное неравенство, реализовать принцип доступности образования, обеспечить равные возможности получения образования для всех субъектов.
Технологии дистанционного обучения на основе Ленинградской областной корпоративной образовательной сети должны включать:
аудиовизуальные средства: печатный материал, аудиокассеты, видеокассеты, видеодиски;
компьютерные средства обучения: компьютерные программы, электронные учебники, тесты, лабораторные практикумы, информационные модели, программы интерактивного видео и мультимедиа;
системы телекоммуникации: телеконференции, видеоконференции, электронная почта, видеотекст, работа с базами данных в режиме удаленного доступа.
Использование технологий дистанционного обучения предоставит каждому обучаемому широкий спектр возможностей для индивидуального обучения, адаптированного во времени и пространстве, что позволит обеспечить наиболее благоприятные условия для личностного и профессионального развития каждого обучаемого.
Технические параметры сети должны обеспечивать быструю передачу мультимедийной информации, статических и динамических изображений в виде исполняемых и текстовых файлов (компьютерных программ, учебников, тестов).
Определяются следующие направления работы развития дистанционной формы обучения:
1. Формирование инфраструктуры системы дистанционного обучения: создание центров дистанционного обучения на базе высших учебных заведений области, Ленинградского областного института развития образования и районных центров информационных технологий.
2. Обеспечение технической базы центров дистанционного обучения.
3. Обеспечение необходимыми программными средствами.
4. Разработка методического обеспечения:
создание программ по дистанционному обучению;
создание методических материалов и пособий по новым информационным и телекоммуникационным технологиям и дистанционному обучению.
5. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в части:
использования средств дистанционного обучения;
использования средств разработки и доставки дистанционных курсов для преподавателей;
использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических и программных средств доставки дистанционных курсов для работников образования;
разработки дистанционных курсов по указанным выше направлениям.
6. Контроль качества и сертификация дистанционного обучения:
разработка нормативных материалов;
разработка методик контроля и сертификации.
7. Контроль качества знаний и сертификация слушателей: