Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2002 года N 599-ПП


О проекте закона города Москвы "О радиационной
безопасности населения города Москвы"

____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 30 декабря 2003 года N 1096-ПП

____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и распоряжением Мэра Москвы от 21 декабря 2001 года N 1143-РМ "О плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2002 год" Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить представленный проект закона города Москвы "О радиационной безопасности населения города Москвы" (приложение).

2. Рекомендовать Мэру Москвы внести проект закона города Москвы "О радиационной безопасности населения города Москвы" на рассмотрение Московской городской Думы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 30 июля 2002 года N 599-ПП


Проект

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ


О радиационной безопасности населения
города Москвы

Настоящий Закон определяет правовые основы обеспечения в городе Москве радиационной безопасности населения.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Закона города Москвы применяются следующие основные понятия:

- радиационная безопасность населения (далее - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

- ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

- источник ионизирующего излучения - (в рамках данного Закона) радиоактивное вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение, на которое распространяется действие норм и правил в области радиационной безопасности;

- источник излучения природный - (в рамках данного Закона) источник ионизирующего излучения природного происхождения, на который распространяется действие норм и правил в области радиационной безопасности;

- источник излучения техногенный - (в рамках данного Закона) источник ионизирующего излучения, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом этой деятельности, на который распространяется действие норм и правил в области радиационной безопасности;

- естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

- техногенно измененный радиационный фон - естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

- эффективная доза - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных поcледствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;

- работник - физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;

- радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды;

- локальное радиоактивное загрязнение - загрязнение территорий города (объектов) радиоактивными веществами техногенного характера, которое может повлечь дополнительное облучение населения;

- радиоэкологический мониторинг (в рамках данного Закона) комплекс работ, осуществляемый по систематическому исследованию, контролю, оценке и прогнозу состояния объектов, подлежащих наблюдению;

- радиоактивные отходы - не предназначенные для дальнейшего использования вещества в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает установленные уровни.

Особые территории:

- санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

- зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль.

Статья 2. Правовое регулирование в области
обеспечения радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности населения осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Законы и иные нормативные правовые акты города Москвы не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности населения и гарантиям их обеспечения, установленные федеральными законами.

3. В случае, если в федеральных законах будут установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законами города Москвы в области радиационной безопасности населения, применяются правила федеральных законов.

Статья 3. Принципы обеспечения
радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

- принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

- принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным, к естественному радиационному фону, облучением;

- принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения города Москвы основывается на следующих принципах:

- предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

- виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной;

- принцип готовности - наличие современной системы радиационного контроля, сил и средств, способных обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий радиационной аварии.

3. При ликвидации радиационных аварий, локальных радиоактивных загрязнений территорий система мер радиационной безопасности определяется критериями, установленными действующими нормами и правилами.

Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной
безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается:

- проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, экономического, воспитательного и образовательного характера;

- осуществлением исполнительными органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

- информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

- обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава II. Полномочия города Москвы в области
обеспечения радиационной безопасности

Статья 5. Полномочия города Москвы в области
обеспечения радиационной безопасности

К полномочиям города Москвы в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

- участие в реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности;

- определение перспективных концепций обеспечения радиационной безопасности населения;

- разработка в соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения", законов и иных нормативных правовых актов города Москвы в области радиационной безопасности;

- участие в разработке и реализации федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

- разработка, принятие и реализация программ города Москвы в области обеспечения радиационной безопасности города Москвы;

- изучение и контроль за радиационной обстановкой на территории города Москвы, учет и анализ доз облучения населения;

- ведение радиоэкологического мониторинга окружающей природной среды;

- введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;

- организация мероприятий по ликвидации локальных радиоактивных загрязнений территорий;

- реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

- организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

- обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности;

- проведение государственной политики в области экономического стимулирования деятельности физических и юридических лиц по обеспечению радиационной безопасности;

- участие в принятии решений о размещении и определении особых территорий на территории города для организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, использующих, перерабатывающих или утилизирующих источники ионизирующего излучения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

- удаление с территории города радиоактивных отходов;

- контроль за ввозом источников ионизирующего излучения на соответствующую территорию, их вывозом за пределы соответствующей территории и их транзитом;

- информирование населения города Москвы о радиационной обстановке на соответствующей территории города;

- другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Глава III. Государственное управление в области
обеспечения радиационной безопасности
в городе Москве, государственное
регулирование, надзор и контроль за
ее обеспечением

Статья 6. Система органов исполнительной власти в
области обеспечения радиационной безопасности.

1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется органами государственной власти города Москвы во взаимодействии со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

2. Государственное регулирование, надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности проводятся уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Деятельность этих органов определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Государственные программы в области
обеспечения радиационной безопасности

1. Органы государственной власти города Москвы участвуют в планировании и осуществлении мероприятий федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Программы в области обеспечения радиационной безопасности населения города Москвы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти города Москвы в порядке, установленном законодательством города Москвы.

Статья 8. Государственное нормирование в области
обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и не должны противоречить положениям, определенным статьей 9 Федерального закона "О радиационной безопасности населения".

2. На территории города Москвы действуют основные гигиенические нормативы облучения персонала и населения, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы города Москвы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то органами исполнительной власти или организациями в пределах их полномочий и не могут противоречить федеральным нормативно-правовым актам в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и радиационной безопасности.