ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
(с изменениями на 24 декабря 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании
Закона Ленинградской области от 29 июля 2013 года N 61-оз
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 133-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 1, 08.02.2005);
Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 88, 29.12.2007, Вести, N 253, 28.12.2007).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
9 июля 2002 года
Настоящий закон направлен на реализацию конституционного права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение эффективного функционирования региональной системы специального (коррекционного) образования.
Действие настоящего областного закона распространяется на все категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих, а также временно находящихся на территории Ленинградской области: граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев.
В настоящем областном законе используются следующие понятия:
лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее различные ограничения в здоровье и в связи с этим нуждающееся в специальном (коррекционном) образовании. К лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся несовершеннолетние граждане с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие); с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; умственно отсталые (в том числе глубоко умственно отсталые); с задержкой психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными комбинированными недостатками в развитии;
специальное (коррекционное) образование - дошкольное, общее и начальное профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;
специальные условия для получения образования - условия обучения (воспитания), в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья, и обеспечивающие их лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество;
интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования;
специальное (коррекционное) образовательное учреждение (класс, группа) - образовательное учреждение (класс, группа), созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Целью настоящего областного закона является законодательное закрепление дополнительных гарантий правовой и социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачами настоящего областного закона являются:
установление принципов реализации государственной политики в сфере специального (коррекционного) образования (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию);
обеспечение и защита конституционного права граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, проживающих или временно находящихся на территории Ленинградской области, на получение образования в форме специального (коррекционного) образования;
определение направлений развития специального (коррекционного) образования как составной части системы образования в Ленинградской области;
создание механизма правовых отношений в сфере специального (коррекционного) образования между его участниками.
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию.
Реализация государственной политики в сфере специального (коррекционного) образования предусматривает (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию):
первоочередное внимание к наилучшему обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на специальное (коррекционное) образование;
разработку и исполнение целевых региональных программ обеспечения защиты прав, охраны жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья;
выделение из областного бюджета Ленинградской области средств, необходимых для обеспечения защиты прав, охраны жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию);
создание государственной службы по управлению системой специального (коррекционного) образования в Ленинградской области;
целенаправленную пропаганду необходимости защиты прав, охраны жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание благоприятных правовых, социальных и экономических условий для реализации прав, охраны жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Участниками правовых отношений в сфере специального (коррекционного) образования являются:
несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья, проживающие или временно находящиеся на территории Ленинградской области;
родители (законные представители) несовершеннолетних граждан с ограниченными возможностями здоровья;
педагогические, медицинские и иные работники образовательных учреждений (классов, групп), участвующие в осуществлении специального (коррекционного) образования;
органы государственной власти и органы местного самоуправления Ленинградской области;
образовательные учреждения Ленинградской области.
1. Система специального (коррекционного) образования Ленинградской области представляет собой совокупность
органа исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющего государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа, осуществляющих управление в сфере образования (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию);
сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
образовательных специальных (коррекционных) программ и специальных государственных образовательных стандартов.
2. В Ленинградской области специальное (коррекционное) образование осуществляется в следующих типах и видах образовательных учреждений (классах, группах):
дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсирующего вида;
образовательные учреждения (классы, группы) компенсирующего вида для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
образовательные учреждения (классы, группы) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
образовательные учреждения (классы, группы) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
оздоровительные образовательные учреждения (классы, группы) санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
специальные (коррекционные) профессиональные училища (группы);
интегрированные: дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательные учреждения.
1. Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (классе, группе), в образовательном учреждении общего назначения, на дому, в форме интегрированного обучения, а также в условиях стационарного лечебного учреждения по образовательному маршруту, рекомендованному психолого-медико-педагогической комиссией (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 133-оз, - см. предыдущую редакцию).
2. Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в порядке, установленном федеральным и областным законодательством. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию).
3. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из одного типа или вида специального (коррекционного) образовательного учреждения (класса, группы) в другое специальное (коррекционное) образовательное учреждение (класс, группу) или в образовательное учреждение общеобразовательного типа (или из учреждения общеобразовательного типа в специальное (коррекционное) образовательное учреждение (класс, группу)) осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и по согласованию с органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию).
4. В случае прекращения деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения (класса, группы) орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает перевод обучающихся только с согласия родителей (законных представителей) в другие специальные (коррекционные) образовательные учреждения соответствующего типа и вида (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию).
5. Порядок государственной аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательную программу соответствующего уровня, проводится на общих основаниях по щадящему режиму, определяемому для каждого учащегося индивидуально по рекомендациям лечащего врача.
1. Управление региональной системой специального (коррекционного) образования в Ленинградской области осуществляется органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию).
2. Управление муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, а также классами, группами в муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы специального (коррекционного) образования, осуществляется органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, в пределах их компетенции, установленной действующим законодательством (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию).
3. В структуре органа исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющего государственное управление в сфере образования, создаются структурные подразделения (отдел, сектор) специального (коррекционного) образования, а в структуре органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов), могут быть предусмотрены должности специалистов по специальному (коррекционному) образованию (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Ленинградской области от 24 декабря 2007 года N 188-оз, - см. предыдущую редакцию).
4. Непосредственное управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением осуществляется директором (заведующим) данного образовательного учреждения или учреждения, имеющего в своем составе соответствующие классы, группы. Директор (заведующий) обязан иметь высшее образование в области специальной (коррекционной) педагогики.
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 133-оз, - см. предыдущую редакцию.
К компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) относятся (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 133-оз, - см. предыдущую редакцию):
1. Организация выявления лиц с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшее обучение, воспитание, реабилитация и интеграция в общество.
2. Создание муниципальной системы специального (коррекционного) образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных формах, исходя из потребностей муниципального образования в этой сфере образования.
3. Осуществление финансирования подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) в соответствии с федеральными, региональными и местными нормативами (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 133-оз, - см. предыдущую редакцию).
4. Обеспечение подведомственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) материально-техническими и научно-методическими средствами в объеме, необходимом для нормального функционирования указанных учреждений (классов, групп).