Действующий

О региональной целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2002 год" (с изменениями на 19 декабря 2002 года)

Раздел 3. Ресурсная поддержка малого предпринимательства


Раздел направлен на расширение возможностей малых предприятий по доступу к материальным и финансовым ресурсам.

Данные анкетных опросов предпринимателей свидетельствуют о том, что недостаток финансовых средств предприятия является одной из основных проблем малого бизнеса.

В Ленинградской области пока не сложилась система финансово-кредитного обеспечения малых предприятий. В настоящее время только банки располагают достаточными финансовыми ресурсами для кредитования малых предприятий производственной сферы, однако они неохотно кредитуют малые предприятия. Причинами этого являются высокие риски кредитования, удаленность предприятий от Санкт-Петербурга, несовершенство системы обеспечения кредита, большие издержки при реализации залогового имущества. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, превышающий сумму кредита по стоимости в 2-3 раза, многолетний стаж деятельности. Препятствием для кредитования малых предприятий является также высокая стоимость кредита и сложность его оформления.

Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет предпринимателей обращаться к теневым источникам финансовых средств. При этом устанавливаются отношения между партнерами вне правового поля, формируется неблагоприятный имидж предпринимательства в целом, многие предпринимательские инициативы остаются нереализованными.

Перечисленные факторы являются для малых предприятий непреодолимыми барьерами при попытках получения в банках кредитов на развитие предприятий. Основным фактором, ограничивающим малым предприятиям доступ к банковским кредитам, является отсутствие гарантий возврата. Сложившаяся практика показывает, что при наличии государственных гарантий размеры кредитов, предоставляемых коммерческими банками на финансирование предпринимательских проектов, в среднем в 3-4 раза превышают объем этих гарантий.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной экономикой программы государственных кредитных гарантий являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого предпринимательства, созданные в этих странах системы государственных кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ, а именно:

являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, указанные системы требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в характерных для нее условиях жестких бюджетных ограничений;

указанные системы опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при их реализации и обеспечивает вовлечение в реализацию большего числа предпринимателей;

государственный статус гарантии позволяет банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается и гарантированные государством займы связывают меньше собственного капитала банка;

снижается ответственность сторон путем разделения риска между заемщиком, банком и гарантом;

гарантийные продукты, предоставляемые государством, в зависимости от спроса можно приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала.

Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, подпадающая под действие федерального гражданского законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации, фактически не затрагивает субъекты малого бизнеса, так как существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.

Для облегчения доступа малых предприятий к кредитным ресурсам Правительство Ленинградской области в рамках международного проекта "Программа партнерских отношений с субъектами Российской Федерации", реализуемого Министерством международного развития Правительства Великобритании (DFID), приступает к формированию системы распределения рисков кредитования между банками, государственным бюджетом и структурами поддержки малого предпринимательства. До конца 2002 года будет сформирован реестр действующих малых предприятий, разработан механизм гарантий кредитования субъектов малого предпринимательства, подготовлен соответствующий пакет нормативно-правовой документации. На эти цели предусматривается выделение из областного бюджета 200 тысяч рублей.

В 2002 году продолжится работа по частичной компенсации затрат, связанных с подготовкой уполномоченными Правительством Ленинградской области консалтинговыми структурами и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства бизнес-планов для предпринимателей. В Программе на эти цели предусмотрено выделение 100 тысяч рублей.