Недействующий

О Программе содействия занятости населения г.Москвы на 2002-2005 годы (с изменениями на 1 марта 2005 года) (утратило силу с 10.05.2011 на основании постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 N 160-ПП)

Прогноз рынка труда и политика занятости населения в 2002-2005 годах


В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), прогнозом социально-экономического развития г.Москвы на 2002 год и до 2005 года ожидается, что макроэкономические условия будут оставаться благоприятными. Предстоит принять конкретные действия, направленные на построение динамично развивающейся рыночной экономики, ее модернизацию, обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения.

Макроэкономические условия в столице, более развитый рынок труда по сравнению с другими субъектами Российской Федерации позволяют в ближайшей перспективе активизировать в сфере занятости процессы, максимально способствующие экономическому развитию, дальнейшему формированию рыночных отношений в сочетании с адресной поддержкой занятости и ростом доходов части населения, нуждающейся в особой социальной защите.

В среднесрочной перспективе ожидается некоторое улучшение демографической ситуации в городе, что будет способствовать обеспечению его трудовыми ресурсами в необходимом количестве за счет собственного экономически активного населения, а также привлечения рабочей силы из Московской области и других территорий. Миграционный приток сохранится достаточно высоким - на уровне 55-65 тысяч человек в год.

С учетом складывающихся тенденций промышленное производство в г.Москве будет увеличиваться в 2002-2004 годах на 5-6% ежегодно, при этом сохранится ведущая роль отраслей машиностроения, металлообработки, пищевой промышленности.

Предполагается принять меры, направленные на стимулирование интенсивного обновления производственно-технологического персонала. Одновременно будет обеспечено решение таких задач, как реструктуризация убыточного сектора экономики, включающая в себя ликвидацию или перепрофилирование неперспективных и убыточных производств.

Реструктуризация производства, ликвидация убыточных предприятий приведет к ежегодному сокращению 7-9 тыс. рабочих мест. Наряду с этим реализация программ развития отраслей экономики и социальной сферы, другие меры поддержки предприятий позволят за четыре года создать более 100 тыс. новых рабочих мест, отвечающих современным требованиям. Это будет способствовать сокращению дисбаланса между предложением рабочей силы и спросом на нее и сохранению устойчивой ситуации на рынке труда.

Для достижения среднесрочных целей потребуется решить ряд важных социальных задач, одной из которых является проведение радикальной реформы трудовых отношений, направленной на рост оплаты труда, формирование равноправных отношений между работодателями и наемными работниками, эффективное функционирование рынка труда.

На основе городской системы социального партнерства будут осуществляться меры по повышению эффективности использования рабочей силы, усилению охраны труда, восстановлению стимулирующих функций заработной платы.

Неотъемлемым условием обеспечения модернизации экономики в среднесрочной перспективе будет реформирование системы образования и ее адаптация к спросу на рынке труда в целях повышения конкурентоспособности и мобильности рабочей силы.

Для проведения эффективной политики занятости наибольшее значение имеет ее согласование именно с указанными направлениями макроэкономического развития.

Акценты политики занятости на 2002-2005 годы расставлены на тех направлениях, которые ориентированы на рост эффективности труда и ускорение структурных сдвигов в занятости.

Главной целью политики в области занятости в 2002-2005 годах является создание условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения, снижение социальной напряженности в городе, предоставление гражданам работы, позволяющей обеспечивать более высокий жизненный уровень, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Ожидается, что численность занятых в экономике города в среднесрочной перспективе практически не изменится и составит от 5437 тыс. человек в 2002 году до 5469 тыс. человек в 2005 году. При этом отраслевое и профессиональное распределение занятости будет претерпевать значительные изменения в соответствии с реальной потребностью экономики в рабочей силе. В этих целях основные усилия Московской службы занятости в среднесрочной перспективе будут сконцентрированы на содействии ускорению перераспределению рабочей силы по отраслям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда.

Исходя из этого, в перспективе приобретает исключительную актуальность согласование целевых установок политики занятости с кадровой политикой, что найдет свое отражение в участии Московской службы занятости в реализации программ "Кадры промышленности", "Модернизация столичного образования", "Межотраслевая программа подготовки кадров для рыночной экономики".

Позитивной тенденцией в рассматриваемом периоде будет повышение степени сбалансированного спроса и предложения рабочей силы, что приведет к дальнейшему сокращению общей численности безработных, не допуская уровня безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда, в 2002-2005 годах выше 1,7%.

В соответствии с прогнозом численность зарегистрированных безработных будет колебаться в пределах 35,0-36,0 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы составит 0,6% от численности экономически активного населения, рассчитанной по данным Мосгоркомстата.

Для достижения главной цели и обеспечения выполнения социальных задач политики Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы предусмотрена разработка мероприятий Программы по следующим основным направлениям.

Нормативно-правовое обеспечение государственной политики занятости:

- совершенствование законодательных актов, направленных на содействие занятости населения;

- защита прав и интересов граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

- формирование политики в области труда и занятости на основе социального партнерства.

Координация деятельности департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, московских объединений профсоюзов, объединений работодателей по содействию занятости населения:

- разработка и корректировка разделов городских целевых программ экономического и социального развития города, формирование Генеральной схемы создания рабочих мест;

- проведение социальной экспертизы целевых, комплексных, отраслевых программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест в Москве.

Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству:

- обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;

- совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости;

- повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы;