Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 2 июля 2002 года N 494-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
жилищного строительства по городскому
заказу в г.Москве
Предлагаемая Концепция разработана в развитие существующих программ жилищного и градостроительного развития г.Москвы, учитывает практику их формирования и реализации.
Жилищное строительство по городскому заказу как отдельная Программа является основной составляющей осуществляемого жилищного строительства в г.Москве и включает в себя следующие направления:
- строительство жилья для очередников г.Москвы, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- строительство жилья для переселения жителей из сносимого пятиэтажного, ветхого и аварийного жилищного фонда;
- строительство жилья для реализации городских социальных программ жилищного строительства: по программе "Молодой семье доступное жилье", для военнослужащих по государственным жилищным сертификатам с последующей компенсацией средств бюджета г.Москвы средствами федерального бюджета, с использованием механизмов ипотечного кредитования, продажи жилья в рассрочку очередникам г.Москвы, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- строительство на конкурсной основе коммерческого жилья с получением доли города в денежном выражении (доходная часть Программы).
Реализация Программы жилищного строительства по городскому заказу в г.Москве координируется с общей социальной и экономической политикой. При этом жилищному строительству для населения обеспечивается такая степень приоритета, при которой учитываются как жилищные потребности, так и необходимость сбалансированного экономического и социального развития города.
Общие положения
Актуальность разработки Концепции определяется наличием целого ряда противоречий в жилищной практике г.Москвы. Вопросы, связанные с решением жилищных проблем населения г.Москвы, в том числе и очередников на улучшение жилищных условий, решаются все сложнее по следующим причинам:
- отставание от плановых заданий в выполнении программ жилищного строительства в г.Москве по строительству жилья для переселения в обеспечение реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда первого периода индустриального домостроения;
- недостаточность бюджетных источников финансирования строительства жилья для очередников и жилья для переселения из пятиэтажного, ветхого и непригодного для проживания жилищного фонда на фоне постоянного увеличения объемов строительства;
- объективно возрастающие требования населения к потребительским качествам получаемого жилья;
- ухудшение ситуации с подбором земельных участков для жилищного строительства, и, как следствие, затягивание сроков подготовки исходно-разрешительной документации, по сравнению с периодом 1992-1999 годов, когда под цели жилищного строительства были выделены наиболее выгодные с коммерческой точки зрения земельные участки, свободные от обременений, обеспеченные инженерными коммуникациями;
- постоянное увеличение расходов бюджета г.Москвы на развитие объектов социальной и инженерной инфраструктуры при строительстве коммерческого жилья;
- отсутствие сбалансированности и комплексности при реализации программы реконструкции районов пятиэтажной и ветхой жилой застройки;
- дополнительное увеличение нагрузки на бюджет и земельный фонд г.Москвы, создаваемой за счет расширения категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий при ограниченности реально работающих механизмов, обеспечивающих постепенный переход на возмездную основу приобретения жилья населением г.Москвы, в том числе очередниками, нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- недостаточный контроль за выполнением инвесторами своих обязательств по инвестиционным контрактам перед городом.
В сложившейся ситуации с целью обеспечения населения жильем с высокими потребительскими качествами, очевидной становится необходимость внедрения новых подходов при планировании, формировании и реализации программ жилищного строительства по городскому заказу, усиления контроля со стороны Правительства Москвы за процессом реализации программ жилищного строительства в г.Москве.
Основные цели, задачи и принципы формирования Программы
жилищного строительства по городскому заказу
Формирование Программы жилищного строительства по городскому заказу как важнейшей составляющей экономической и социальной политики Правительства Москвы базируется на следующих основных принципах:
- реализация Программы жилищного строительства по городскому заказу в полном объеме за счет средств бюджета г.Москвы;
- приоритетность строительства жилья по городскому заказу над всеми другими видами строительства жилья, осуществляемыми в г.Москве;
- обеспечение очередников г.Москвы на улучшение жилищных условий и населения, переселяемого из пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, из квартир коммунального заселения за счет строительства жилья, соответствующего современным требованиям к его потребительским качествам, установленным законом нормам предоставления жилья, требованиям по набору квартир, необходимому для решения городских социальных задач;
- реализация городского заказа на строительство жилья для очередников, жилья для переселения, по программе "Молодой семье доступное жилье", для военнослужащих за счет постепенного перехода на строительство монолитных, сборно-монолитных, энергосберегающих жилых домов, в полном объеме сбалансированных по набору и количеству квартир, в районах сложившейся застройки, местах сносимого аварийного и ветхого жилья в целях снижения себестоимости 1 кв.м жилья за счет сокращения расходов города по финансированию строительства инженерной и социальной инфраструктуры;
- строительство в установленных городом объемах на конкурсной основе коммерческого жилья в инвестиционно привлекательных местах с получением доли города в денежном выражении для обеспечения строительства жилья по городскому заказу;
- обеспечение снижения расходов на содержание и ремонт жилищного фонда г.Москвы, в том числе за счет поэтапной модернизации строящегося по городскому заказу жилья (с применением монолитного домостроения, энергосберегающих технологий);
В целях повышения эффективности использования городских ресурсов, безусловного перехода с 2004 года на выполнение Программы жилищного строительства по городскому заказу за счет средств бюджета г.Москвы, необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
- определение адресного перечня строительства жилья по городскому заказу на долгосрочный (8 лет), среднесрочный (4 года) и краткосрочный (2 года) периоды;